19 апреля 2011 года
Что мне нравится? Мне нравится работать с людьми, с которыми мне комфортно работать, нравится получать от работы удовольствие. Я знаю, что свою работу я делаю очень качественно, но вкусы разные, потому не всегда хозяева довольны результатом, и невозможно охватить весь сегмент. Сейчас деньги сами знаете у кого: у властных структур, депутатов, а это зачастую люди, не обладающие хорошим вкусом. И друзья у них такие же. Они у друзей спрашивают: «ну как тебе»? «Не нравится». Для меня это значит – хороший проект.
То есть Вы и в настоящий момент работаете и как промоутер, и как дизайнер?
Я сейчас строю около семи ресторанов, занимался открытием ночного клуба «Circus» как промоутер.
А то, что Вы выступаете как ресторатор? Я так понял, что помимо дизайна и промо, вы занимаетесь еще и управлением заведениями?
Да, это вся технологическая составляющая – от набора персонала, до меню и ценообразования. У меня есть команда, в первую очередь, это моя сестра, которая является управляющей ресторанов «Вокс» и «Шатуш».
Ну и повара, с которыми Вы разрабатываете меню?
Повара, мои воспитанники, с которыми я работал, уже ведут свои дела, и непосредственно поварами не работают.
А как случилось, что Вы перешли от работы с развлекательным направлением к прикладным, техническим вещам?
Развлекательное направления для меня развлекательным никогда не было, для промоутера это работа. И это тоже технологии, эти все «тили-тили-трали-вали». Почему в одном клубе модная публика, а в другом не модная? Почему в одном куча концертов и спонсоров, а в другом – нет? Это все технологии, а не то, что звезды так встали.
Слышал я, что заведения становятся популярными благодаря личности того, кто это заведение открыл.
Так и есть, «пойдем к Мурадяну», «пойдем к Милославскому». Очень важно, кто ведет этот клуб. Пример «Онегина» - клуб, в который было не попасть, и который был самым модным городе, закрылся через три месяца после того, как я оттуда ушел. Все вроде осталось, и те же диджеи, но что-то пропало, неосязаемое. Впечатление от заведения, нравится там или нет, складывается из множества факторов. Я, естественно, делаю заведения под себя, так, как мне нравится. Как только кто-то другой начинает делать под свой вкус, что-нибудь пропадает.
Наиболее значимые дела, за что гордость берет?
«Онегин»… Я, честно говоря, не люблю копаться в прошлом, я живу будущим и считаю, что все мои проекты впереди. Приложил руку к компании «Гинза», к ее раскрутке, и сейчас сами знаете, что это за компания. Я построил «Mari Vanna» в Нью-Йорке и в Питере, придумал этот бренд. Проектов много, я думаю на сегодняшний день их тридцать с лишним.
А из проектов, которые Вы ведете на данный момент, какие кажутся Вам наиболее знаковыми?
Это можно понять, когда заведения уже работают. Но вот «Circus» вызвал большой резонанс. Вообще некоторое время считалось, что клуб не может открыться. Это связано и с кризисом и с якобы имеющейся модой на бары. Мол, все люди ушли в бары, и клубы танцевальные не нужны.
«Circus» именно танцевальный клуб?
Да, это большой, танцевальный, крутой клуб. Такой, какой клуб и должен быть: со сценой, звуком и светом. Я сделал большой ресторан «Алые Паруса», там три уровня террас, узбекская, русская и европейская кухня. Всего около пяти новых проектов планируются к открытию. Грузинский ресторан «Магнолия», ресторан «Фонтанка 8», который я полностью переделал, ресторан в Репино, на берегу. Историческое место – дача Вырубова, как раз думаем над названием. Мне предложили сейчас сделать летний ресторан в Юрмале и клуб в Лондоне – мне, конечно, интересно поработать за границей.
А каково Ваше мнение по поводу ресторанного рынка у нас в городе. Есть ли какая-нибудь положительная динамика?
Положительная динамика появилась. В последнее время были открыты такие интересные проекты как «Мансарда», «22:13», «Барбареско». Есть некоторые замечания по кухне, но в целом проекты интересные, красивые, западные. Раньше только у Мнацаканова получалось делать заведения, которые похожи на то, что можно встретить в Европе и Америке.
То есть это новая тенденция, новое веяние?
Да, меня этот прорыв радует. «Баклажан» еще понравился. Я хотя несколько критично отношусь к «гинзовским» проектам, они стали какими-то одинаковыми.
Новые рестораны, новое веяние – это разовые случаи или можно предположить, что они, это тенденция, которая будет развиваться?
Хорошие рестораны вообще вещь штучная, их много не может быть. Три таких открытия – это уже хорошо.
Все прочие, то есть подавляющее количество заведения, вообще открываются зря?
Нет, у них есть своя аудитория, но в целом - ничего интересного, они просто очередные.
А те заведения, которые можно назвать идейно новыми, зададут новую планку, станут новым ориентиром?
Конечно! Они задают планку, к которой люди будут вынуждены тянуться. Не так уже просто, чтобы купил в «Икее» мебель и готово. Уже придется подумать. Мне приятно, что наконец можно с кем-то конкурировать в плане стиля.
Вроде уже 2011 на дворе, почему такие заведения появляются только сейчас?
Мы же еще в Советском Союзе живем. Заведения-то появились, а чище на улицах не стало. Я вообще хочу уехать, потому что вижу, что мы создаем все эти красивые места, но это островки в хаосе, который вокруг происходит: валяющиеся бутылки, проваливающийся асфальт.
То есть неинтересные и некачественные заведения – это логичное следствие из общего уровня бытовой культуры?
Да, и люди.…У кого деньги сейчас? Ведь совсем немного стильной публики в городе и все хотят именно на нее ориентироваться. А в остальном…
Гегемон?
Гегемон, и наличие у гегемона денег, не означает, что он перестал быть таковым. Они могут дорого одеваться, ездить на дорогих машинах, но это ничего не меняет. Они зачастую агрессивные, навязчивые. К сожалению, такие компании как «Гинза», вынуждены идти на поводу. Я бы не хотел быть владельцем «Гинзы», я бы предпочел иметь пару небольших ресторанчиков, работать на небольшую прослойку.
Вы говорили о модных заведениях, что значит «модное»? Ведь если говорить о моде, как о наиболее массовых предпочтениях, то это, как раз то, что Вам вряд ли понравится. Или Вы говорите о моде, ориентируясь на свое мнение?
Это то, что модно в мире, не у нас. Например «Тиффани» - это то, что модно по-русски: кричащее. Я не могу ходить в такие места, а «Мансарда» - это модный ресторан по западным меркам. Я думаю, что и «Гинза» уже этими «Тиффани» наелась. Как «Гимназия» в Альянсе висит бременем, золотая вся эта роскошь. Когда помещение под нее только очистили от мусора, я говорил: «покройте лаком и это красота, Венеция: деревянные полы, светлые стены…». «Да ты что мы уже купили мрамор, подсветку». А «22:13» расчистили потолки, покрыли лаком и прекрасно. Или «Барбареско» - отличное, ни на что не похожее, заведение…
Кстати, о похожести. Уже много времени происходит следующее: когда я пишу про открытие очередного ресторана, описываю интерьер, я ловлю себя на том, что приходится писать одно и то же, можно просто копировать из текста в текст, фразы: «состаренная мебель», «черная доска с росписью мелками» «разные стулья»….
Вы знаете, откуда пошло? Из ресторана «Mari Vanna». Когда делали его, и я сказал Лапину, что мебель буду покупать в комиссионке на Школьной улице, он говорил «Не надо!». Но в итоге это людям так понравилось, что везде стали пихать эти корзинки и прочее…
Как профессионал скажите: это настолько универсальная вещь, что можно ее везде использовать?
Нельзя!
Как бы то ни было: необработанное дерево, крашеное дерево, винтажная мебель – везде…
Мода на Прованс.
Как думаете, долго это еще будет тиражироваться?
Нет. Все уже. Даже я хоть этот стиль и люблю, можно заметить, что новые проекты у меня уже другие.
А что придет на смену?
Простота. Элегантная простота. Хотя конечно «элегантность» это сложно…
Как не вспомнить тут Михаила Жванецкого:"Если вы такие умные, почему вы такие бедные?"
Увы, искусство по-прежнему в большом долгу!