Илья Елпанов, основатель сервиса «Ешь Деревенское»: о проекте, фермерских продуктах и их качестве

«Ешь Деревенское» — это онлайн-агрегатор малых производителей и хозяйств, обеспечивающий контроль качества и логистику. Идею для собственного бизнеса Илья подсмотрел в Словакии, где фермеры продавали продукты через интернет-магазин.

В 2015 году он стал тестировать первые гипотезы: есть ли интерес к продуктовым наборам от локальных поставщиков. Так Илья взял натуральные продукты на рынке, сложил их в коробку и привез родственникам, чтобы посмотреть их реакцию, и спросил, готовы ли они покупать подобные наборы.

Илья Елпанов, основатель сервиса «Ешь Деревенское»
Илья Елпанов, основатель сервиса «Ешь Деревенское»

На старт бизнеса у предпринимателя было 60 тыс. руб. Эти деньги ушли на покупку шаблона сайта в конструкторе Joomla, холодильной установки и двух термобоксов для перевозки продуктов. В качестве сотрудников помогали родственники: отвечали на звонки, принимали заказы, развозили продукцию клиентам. Сейчас 70% поставщиков «Ешь Деревенское» из Тверской, остальные — из Калужской, Ярославской и Московской областей и Краснодарского края. А число заказов составляет около 3000 в месяц. О проекте, фермерских продуктах и их качестве рассказывает Илья Елпанов.

— Илья, здравствуйте! Расскажите историю создания вашего проекта. Каковы цели, задачи и особенность? Почему вы решили создать проект?

— В 2015 году я попал по межвузовскому обмену в Словакию. Там я познакомился с моделью сервиса, при которой интернет-магазины доставляют продукты от фермеров покупателям по подписке: клиент оставляет заказ на сайте и получает стандартный набор продуктов. Меня заинтересовало, насколько эта модель работы применима в России, и я решил попробовать. Идея понравилась моему другу Дмитрию Завьялову, который в тот момент работал в IT-сфере, и он присоединился ко мне. Мы создали сайт, начали собирать стандартные наборы из нескольких наименований и продавать их родным и знакомым в Москве. Наш день начинался в 4 часа утра: мы покупали товары для набора у фермеров в Тверской области, паковали в коробки на кухне и лично развозили по адресам. Каждый набор стоил от 2 до 3 тыс. рублей. Однако модель оказалась сложно масштабируемая и неудобная — кто-то из покупателей не ест определенные продукты или хочет заказать что-то другое. Поэтому в 2017 году мы решили бросить затею с наборами и дать возможность покупателю самому выбирать продукты, так и появился проект «Ешь Деревенское». Мы знаем лично всех фермеров, с которыми сотрудничаем, и регулярно приезжаем проверять условия содержания животных, качество кормов и процесс производства.

— Как выходили на рынок и искали первых клиентов? С какими трудностями столкнулись при развитии?

— В самом начале мы сосредоточились на маркетинге в социальных сетях. И не прогадали. У нас быстро сложилось живое и довольно активное сообщество во ВКонтакте. Люди интересовались составом и происхождением продуктов, возможностью доставки. Ведь 3 года назад мы были по сути первыми, кто начал доставлять продукты от конкретных производителей — небольших семейных хозяйств. Сама возможность заказать натуральные творог, мясо, зелень и другие продукты напрямую у фермеров привлекла первых клиентов. Потом работало сарафанное радио. После этого мы постепенно начали подключать и другие каналы.

Говоря о сложностях, стоит сказать, что мы как компания всегда ставим перед собой высокую планку по скорости роста, расширению ассортимента и улучшению качества продукта. На старте всегда есть эффект низкой базы, когда рост происходит быстро, после чего неизбежно замедляется, ведь самую горячую целевую аудиторию мы уже охватили. Продолжать расти высокими темпами на второй, третий год и далее сложно. Но пока у нас это получается.

— В чем заключаются основные сложности при взаимодействии малых хозяйств и ресторанов?

— Здесь есть несколько основных точек преткновения. Например, вопрос ценообразования. Процесс производства фермерских продуктов достаточно трудоемкий. Затраты на содержание фермы, закупку семян и удобрений, соблюдение технологий достаточно большие, поэтому итоговая цена не может быть низкой. И крупные поставщики здесь, конечно, имеют больше места для маневра. Но нельзя забывать, что и продукция на выходе будет отличаться по качеству и вкусу.

Кстати, эти параметры тоже являются темой для дискуссий между ресторанами и фермерами. Любой ресторан требует постоянства качества и вкуса. Но не все фермеры готовы это гарантировать, т.к. одно из свойств деревенской продукции — некоторое непостоянство вкуса.

Также часто проблемой становится удаленность фермера от ресторана. У малых хозяйств обычно нет своего парка автомобилей, водителей, логистов. Плюс недостаточная информированность. Часто ресторанам и фермерам в принципе сложно друг друга найти. Правда, тут ситуация начала меняться. Сегодня поставщик, который заинтересован в привлечении покупателя на долгий срок, старается давать о себе больше информации. Делает фото, записывает видеоролики о своем хозяйстве и продукте. А ко многим приезжают журналисты и блогеры, которые делают подробные обзоры.

Мы со своей стороны стараемся максимально информировать покупателей о хозяйствах, с которыми сотрудничаем. Помогаем в формировании коммуникации, а еще берем на себя функции дополнительного контроля качества продукции, маркетинга и логистики.

— Движение Farm 2 Fork — что это?

— Farm 2 Fork можно перевести как «от фермы до вилки». Это история о том, что доставка свежих продуктов от деревенских хозяйств происходит без длинной логистической цепочки и посредников. Когда продукт от производителя до покупателя проходит максимально короткий путь, гарантирующий свежесть и отсутствие лишних добавок в составе, т.к. они не требуются для продления срока годности. В свою очередь подобный подход дает покупателю представление о том, какой путь прошел продукт, прежде чем попасть к нему на стол. Дает гарантию происхождения и безопасности продуктов.

— Какие есть преимущества и недостатки продуктов от малых хозяйств для обычного потребителя? Что нужно в первую очередь знать о деревенском продукте?

— Мое детство прошло в деревне: свежее молоко, сметана, творог, домашний хлеб, овощи и фрукты, которые растут буквально на твоих глазах. Конечно, лучше вручить детям спелое яблоко с подмосковной дачи, чем сохранившееся в супермаркете еще с прошлого сезона турецкое. И котлеты есть приятнее из натурального фарша. Для человека с аллергией предпочтительнее продукты, состав которых максимально прозрачен. Да в общем-то для любого человека честная и качественная еда предпочтительнее. Многие выбирают фермерское, поскольку по характеристикам этот продукт больше приближен к натуральному, там меньше добавок. Люди хотят купить сыр, где нет растительных жиров, мясо, где нет сои, и пр.

Если это овощи или фрукты, я хочу быть уверен, что их не поливают химическими растворами для ускорения роста. Если я покупаю у фермера сметану или творог, хочу знать наверняка, по какой технологии они были сделаны, что входит в состав. Мне важно понимать, как хранят эти продукты, как осуществляется доставка. К сожалению, пока не все готовы предоставлять такую подробную информацию. Многие фермеры работают вне рамок правового поля, не оформляют юрлицо, не готовы сертифицировать свою продукцию и т.п. Но требования ужесточаются, и это правильно. И наш сервис очень активно над этой проблемой работает. Мы хотим развеять всевозможные страхи относительно деревенской продукции и на деле доказать, что она может быть качественной и безопасной.

— Как производится контроль качества деревенских продуктов?

— Мы проводим собственные лабораторные проверки и внеплановые дегустации продукции своих поставщиков. Контролируем все процессы, постоянно бываем на фермах, знаем, как они выращивают/производят свой продукт, как осуществляется доставка, условия хранения и т.д. Проводим постоянный аудит, чек-листы по каждой категории (мясо, молочная продукция, бакалея, овощи/фрукты и т.д.), перекрёстную проверку фермеров. Помогаем хозяйствам в получении документов. Отдельно проверяем качество продукции при сортировке в собственном сортировочном цехе. Следим за условиями транспортировки, что очень важно. В данном случае «Ешь Деревенское» выступает неким «Роспотребнадзором» среди малых производителей со своими стандартами качества.

— Пользуются ли популярностью деревенские продукты в супермаркетах?

— Честно говоря, в супермаркетах сейчас по-настоящему деревенских продуктов вообще нет. Если мы имеем в виду, что «деревенское» — это результат личного труда конкретного фермера с небольшим объемом производства. Для торговых сетей такой продукт не подходит по многим показателям: это и логистические сложности, и ограниченный объем продукции с невозможностью быстрого масштабирования, и дополнительные сложности с сертификацией фермерских продуктов. То, что сейчас можно увидеть под вывеской «фермерский продукт», это обычный маркетинг крупных игроков. Но если говорить про покупательский запрос на деревенские продукты, то он, безусловно, сейчас есть. И с каждым годом становится все больше.

— На что обращать внимание при выборе фермерского продукта в магазине или онлайн?

— Сейчас все стали более требовательны к продуктам и выбору мест, где их стоит приобретать. Но если в офлайн магазине ты видишь продукт, можешь его покрутить в руках, проконсультироваться на месте, то при онлайн-покупке всегда есть сомнения.

Важно понимать, что сам по себе термин «фермерский продукт» — это никакая не гарантия, а простое словосочетание. Гарантия — это имя конкретного человека, который вам его продает и является в данном случае ответственным лицом. Всегда должен быть человек, которому можно задать вопросы и кто возьмет на себя ответственность за итоговый результат.

При покупке деревенских продуктов, особенно онлайн, советую обратить внимание на следующие факторы: состав, наличие документов, срок годности, стоимость, условия хранения и транспортировки, репутация магазина.

Если молоко называют молочком, а сметану — сметанкой, это противоречит нормам ГОСТа, и значит, классический состав продукта скорее всего изменен, в нем присутствуют сторонние добавки. Натуральный продукт носить такие названия не должен. Вы всегда вправе запросить у магазина детали по составу, если вас что-то смущает. Также у магазина обязательно должны быть декларации соответствия. Либо непосредственно на сайте в соответствующем разделе, либо в виде бумажного документа, который должен быть предоставлен вам по запросу.

Как ни банально, но обратите внимание на срок годности. Чаще всего у фермерских продуктов он невелик. Или, если продукты позиционируются как фермерские, а стоят как их магазинные аналоги, скорее всего, это просто рекламный ход.

— Что посоветуете покупать у фермеров в сезон, например, зимой?

— Зимой к фермерам нужно идти за мясом и молочными продуктами. А еще мы создали сезонные удобные наборы фермерских продуктов к новогоднему столу, чтобы помочь избежать излишней суеты при подготовке и не тратить время на походы по магазинам. Есть «Деликатесный набор» с закусками: фермерским маслом, свежим хлебом, сырами, колбасами, домашним паштетом. Набор с новогодним гусем и пошаговым проверенным рецептом. И «Сладкий набор» с домашним мармеладом, пастилой, шоколадом и ароматным имбирным печеньем.

Автор: Аватарка Диана Тимофеева
Анонс новостей в нашем канале
Я.Дзен
Поделиться
Другие статьи
  Интервью с чемпионами Russian Coffee Cup 2019
  Евгения Головкова: «Мы даем возможность попробовать разные страны на вкус»
  Рома Редман: «Как же круто, что можно снять чертов галстук и побыть немного собой» 2 комментария
  Генеральный директор PIR Экспо Елена Меркулова: «Нужно чувствовать своего гостя»
Комментарии
Написать отзыв
Авторизуйтесь, чтобы отмечать любимые рестораны, хранить историю посещенных мест, ставить оценки и писать отзывы
Для того, чтобы писать комментарии, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Подборки ресторанов
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в