Александра Гудимова, основатель бренда Bionova, компания "НоваПродукт АГ", рассказала редакции Allcafe.ru, как продвигать на рынке продукты здорового питания, и ответила на актуальные вопросы о ЗОЖ.
Здравствуйте Александра! Расскажите, почему вам интересна тема здорового питания? Как вы создали свой проект?
Тема здорового питания близка мне с детства. В нашей семье всегда было принято следить за тем, чтобы рацион был сбалансированным и разнообразным. Еще сильнее я заинтересовалась вопросами правильного питания, когда поступила в Московскую государственную академию хореографии. Балеринам нужно строго следить за весом и при этом иметь много сил и энергии.
Мысль о создании собственного проекта появилась не сразу. До этого в течение 7,5 лет я 6 дней в неделю с 8 утра и до 9 вечера посвящала балету. А незадолго до выпускного на одном из классов получила серьезную травму колена, и с балетом пришлось расстаться. После ухода из балета я не понимала, чем заниматься дальше. И родители предложили взять gap year — так я уехала на 9 месяцев в Англию учить язык. Вернувшись домой, поступила в МИРБИС на специальность «менеджмент организации», а магистратуру решила пройти в ВШЭ.
Получив задание по проекту производственного стартапа, я взялась изучать рынок мюсли. Почему именно его? Еще в Англии я впервые попробовала гранолу, которая не была так популярна в России. У нас на полках магазинов были представлены либо импортные и совсем недешевые производители мюсли, либо российские аналоги с неподходящим для меня составом.
Так на основании диплома я разработала бизнес-проект и представила его в компанию ООО «НоваПродукт АГ», которая выпускала под собственным брендом Novasweet различные виды сахарозаменителей, развивала линейку цикория и напитков на его основе под брендом Chikoroff и занималась b2b-поставками пищевых ингредиентов (инулин, фруктоза, растительный белок и т.д.). Мой проект запуска новой линейки — гранолы под брендом Bionova — получил высокую оценку, и начался процесс реализации. К концу 2013 года было запущено производство линии мюсли-кранчей — запеченных злаков с ягодами, фруктами и орехами.
А поскольку ассортимент бренда все время расширялся, стало поступать много запросов от покупателей о том, где все это приобрести в одном месте. И в 2016 году мы открыли собственный интернет-магазин Bionovashop.
С какими трудностями столкнулись при развитии бизнес-проекта?
Это сейчас у нас четко прослеживается курс на ЗОЖ и бум на здоровое питание, а в 2014 году никто толком не знал, что такое гранола. Мы даже на первой партии написали «мюсли», что было более понятно покупателям.
Еще нас ждали сложности при работе с цикорием. Наш цикорий имеет идеальный состав и характеристику, сырье закупают на старейшем в Европе заводе Leroux — французский цикорий считается одним из лучших в мире. Но мы столкнулись с тем, что некоторые другие производители просто покупают сырье низкого качества и разбавляют его посторонними ингредиентами, тем самым удешевляя продукт. Покупателю сложно на полке определить, почему одна упаковка стоит 30 руб., а другая 100. К тому же люди, попробовав некачественный продукт, не хотят больше рисковать, считая цикорий невкусным. Чтобы разрушить стереотипы, мы проводим множество дегустаций и лекций.
Также было сложно попасть на полки крупных сетевых магазинов. Мы звонили, писали, рассылали презентации и образцы продукта. Многие не выходили на связь, другие отвечали вежливым отказом. Но после того как мы представили гранолу на выставке World Food, нас заметил первый крупный покупатель — сеть «Магнит». А сегодня нашу продукцию можно найти в METRO, «Ашане», «Перекрестке», «Азбуке вкуса», Гипер Глобусе», «ВкусВилле», интернет-гипермаркетах «Утконос», OZON, Wildberries и др., а также в небольших магазинах здоровых продуктов питания.
В чем особенность и какова его цель вашей продукции? Как вы популяризируете его?
Название бренда сложилось из двух составляющих: Bio — «жизнь» и nova — «новая». Это продукция для тех, кто всегда в движении, кто идёт, бежит или едет к новой цели, новой жизни. Сегодня под брендом Bionova запущено несколько линеек продуктов: хрустящая гранола, цикорий с экстрактами, подсластители, фруктово-ореховые батончики, ферментированные сиропы без добавления сахара, кокосовый сахар, порционные протеиновые каши, супы и шейки. Наша цель — создавать не просто продукты для утоления голода, нам важно, чтобы они получились функциональными, с чистым составом и максимальным количеством полезных веществ.
Для продвижения нашей продукции и идеи ЗОЖ в целом мы активно используем социальные сети, сотрудничаем с лидерами мнений и принимаем участие в знаковых мероприятиях: гастрономических, музыкальных, спортивных и прочих фестивалях, которые соответствуют нам по духу.
Каков сейчас рынок здорового питания? Зарубежный и российский опыт? Каковы перспективы развития?
Еще несколько лет назад рынок здорового питания состоял из небольшого количества производителей и продуктов. Сегодня ЗОЖ проник почти во все товарные категории. Сети расширяют ассортимент диетических, органических, функциональных и здоровых продуктов. Люди стали более осознанно подходить к выбору, изучают этикетки и составы, готовы платить больше за здоровые и качественные продукты.
Все больше становится производителей, переходящих на производство продуктов питания с «чистой этикеткой». Максимально улучшаются составы, убирается сахар, снижается калорийность. Продукты становятся функциональными, то есть обогащенными (белком, пребиотиками, пробиотиками, суперфудами и т.д.). Бесспорно, такой продукт будет стоить дороже, но спрос на него растет ежедневно.
ЗОЖ можно считать уверенным трендом, для многих он уже стал стилем жизни. Мы видим, как он развивается из года в год, и уверены, что он продолжит набирать обороты. Важно успевать реагировать на изменения в спросе, а зачастую и создавать тот самый спрос, предлагая абсолютно новые, инновационные виды продуктов для здорового питания, которых еще нет на нашем рынке.
Здоровое питание ассоциируется с ограничением продуктов, которые так привычны обществу. Сейчас есть ли замена фастфуду?
Замена, безусловно, есть. Наш рынок развивается в сторону быстрого питания. Тренд ближайших лет — снэкофикация. Согласно статистике, люди в нашей стране употребляют 1-2 снека в день, в то время как в США это 4-5 снеков. И мы через какое-то время, возможно, придем к такому же результату. Люди уже переходят на более качественные перекусы. Порционная упаковка, батончики, протеиновые смеси, шейки и пр. Ритм жизни (особенно в мегаполисах) заставляет производителей выпускать продукты меньшего формата, порционного, который будет удобно взять с собой.
Мы, например, в этом году запустили линейку порционных протеиновых супов, шейков и каш. В рационе современного человека наблюдается нехватка белка. Поэтому каши, шейки и супы, которые содержат медленные (правильные) углеводы и белок, стали идеальным продуктом. Мы сделали их не только на молочном белке, но и на растительном. Вместо сахара добавили натуральный подсластитель. А добавив инулин (натуральный пребиотик), мы получили максимально функциональный продукт. Такой продукт можно рекомендовать всем: взрослым и детям, пожилым, спортсменам и людям без высокой физической нагрузки.
А всегда ли столь популярные сейчас батончики и гранола отвечают принципам ЗОЖ?
Все зависит от состава того или иного батончика/гранолы. Основу гранолы составляют цельнозерновые злаки, в которые могут быть добавлены орехи, сухофрукты, ягоды, цукаты и т.д. Гранола считается полезным завтраком, так как злаки — это сложные, медленные углеводы. Они надолго придают чувство сытости, не вызывают резких колебаний сахара в крови и являются источником пищевых волокон. К тому же это источник множества витаминов и минералов (Е, В, калия, магния и др.). Предпочтение стоит отдать вариантам без добавления сахара, без пальмового масла, без красителей, без консервантов, но с цельными орехами, ягодами и фруктами сублимационной сушки, а не с цукатами (т.к. их готовят с добавлением сахара).
Что касается фруктово-ореховых батончиков, то их основа — это финики, которые обладают высоким гликемическим индексом (повышают уровень сахара в крови). Такой батончик вызовет резкий скачок сахара, который затем перейдет в резкий спад, и вы почувствуете сильное чувство голода и усталость. Поэтому мы, например, в батончики добавляем инулин — пищевое волокно, преимущество которого заключается в том, что он обладает пребиотическими свойствами, т.е. воздействует на активность полезных бифидобактерий в кишечнике и улучшает пищеварение. Плюс инулин позволяет сгладить резкое повышение сахара в крови.
Поэтому изучайте составы, и тогда подобный завтрак или перекус только пойдет вам на пользу.
А что скажете о сахарозаменителях? Существуют ли полезные сахара?
Сахара и подслащивающие добавки играют важную роль в рационе человека, и правильный их выбор в нужном количестве важен для здоровья. Существует множество исследований о вреде сахара. Но, на мой взгляд, вреден даже не сам сахар как продукт, а процесс его рафинации, при котором происходит химическая обработка. Вредно неадекватное потребление этого белого рафинированного сахара, так как его много добавляют в готовую продукцию, и потребителю очень сложно подсчитать, сколько сахара он употребляет, помимо традиционного добавления в чай или кофе. Я обычно в качестве подсластителя использую стевию, сироп агавы или цикория.
Бесспорно, стевия или, например, сукралоза значительно дороже сахара. Но стевия слаще сахара примерно в 200 раз, а сукралоза — в 600! И оба этих заменителя абсолютно безопасны для здоровья, имеют нулевую калорийность и не повышают уровень сахара в крови. Стевия производится из листьев одноименного растения, а сукралоза изготовлена из сахара и имеет такой же вкус.
Под брендом Bionova выпускается более 60 продуктов, и ни в одном из них нет добавленного белого рафинированного сахара. Это осознанный шаг.
Напоследок поделитесь идеями полезных перекусов на работе, на какие продукты стоит обращать внимание?
В идеале — выбирать для перекуса продукты с высоким содержанием белков и углеводов. Это могут быть сухофрукты, ягоды, нежирный творог, натуральные йогурты, фруктово-ореховые батончики, протеиновый шейк. А если вы по какой-либо причине пропустили завтрак или съели меньше обычного, вполне можно сделать более сытный перекус перед обедом, выбрав протеиновую кашу или гранолу без сахара (горячая вода, сок, молоко или йогурт найдутся в любом офисе).