Профессиональный ресторанный альянс (РЕАЛ), призванный развивать российский ресторанный рынок, год назад презентовали на первом международном гастрономическом фестивале Megustro в Санкт-Петербурге. О некоммерческой силе альянса, внутреннем туризме, логике развития ресторанов в Петербурге, гастрофестивале в Уфе и создании собственного бренда — президент РЕАЛ, основатель группы компании Hurma и шоу Gastreet, ресторатор и ведущий — Дмитрий Левицкий.
– Пожалуйста, давай напомним всем, для чего был организован РЕАЛ?
– Цели и задачи у РЕАЛа глобальные — чтобы россияне больше ходили в рестораны. Чтобы деньги несли в отрасль, чтобы ресторанная индустрия развивалась. Если в Москве и Питере в ресторанной сфере все путем, то в российских регионах потенциал для развития огромен. Вакуум информации, недостаток образования, дефицит поваров на разных уровнях, от шефов до линейного персонала, нехватка качественных продуктов — это все ежедневная головная боль у ресторанных предпринимателей в регионах. РЕАЛ помогает решать проблемы на местах. Больше миллиона человек работают в российской HoReCa, и всех этих людей мы призываем объединиться, чтобы обмениваться опытом и менять индустрию к лучшему.
– Почти год назад на Megustro сложилось впечатление, что ресторанный альянс РЕАЛ и фестиваль — нерушимый тандем. Это так?
– Ничего подобного. Международный гастрофестиваль Megustro делает компания «МЕТРО Кэш энд Керри». Мы презентовали РЕАЛ на Megusrto, прошел год — мы здесь же отчитываемся о результатах, но это два разных проекта.
– Отчитайся о результатах.
– Запустили массу всего. Например, из недавнего — горячую круглосуточную линию с юридической помощью. В отличие от крупных рестогрупп, у начинающих ресторанных бизнесменов нет своей юридической службы, а дельные советы вовремя — страшно важная штука. Для участников РЕАЛа мы бесплатно предлагаем круглосуточную юридическую помощь — в отношении общения с потребителями, поддержка в экстренных ситуациях, координация действий во время государственных проверок. То есть по звонку быстро помогут решить ситуацию. Запустили youtube-канал ReBro, видео-интервью с рестораторами. Делаем благотворительные проекты с Русфондом и фондом «Счастье», это важно для нашего имиджа. Некоторые ругают — мол, помогаем ради пиара, но мы профессионалы и делимся опытом по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Запустили отдельную платформу с он-лайн проектом «Как открыть ресторан».
Делали несколько бесплатных вебинаров с лучшими экспертами отрасли в прямом эфире. На самом деле, минимальное членство в РЕАЛе стоит небольших — 1900 рублей — денег, за которые можно много чего получить и многому научиться. За год на сайте РЕАЛа зарегестрировалось 4000 участников. Конечно, у нас народ не очень привык за что-то платить. Но мы когда планировали экономику, и не собирались зарабатывать на взносах участников.
– Сколько РЕАЛ заработал за год?
– РЕАЛ — общественная некоммерческая организация, мы не про деньги. Основные деньги идут от наших партнеров — тот же «МЕТРО Кэш энд Керри», r_keeper, MixCart, ChefWorks, HelpsLine и много других. Минимальный партнерский взнос составляет 90 тыс рублей в год, максимальный 3 млн. На эти деньги мы работаем, платим зарплату сотрудникам, в месяц на это уходит примерно 700 рублей. Мы зарабатываем на другом — зарабатывает на консалтинге и подборе персонала компания Hurma, наши фестивали Gastreet, Gastroly, мои рестораны и бары, наконец, поэтому можем себе позволить некоммерческий подход на каком-то проекте.
– Но на РЕАЛе ты нарабатываешь себе имя, которое потом благополучно монетизируешь в упомянутых бизнесах.
– Да, этот некоммерческий проект помогает продвигать наши коммерческие проекты. Не могу сказать, что это задумывалось изначально, я даже угорел на какие-то деньги в РЕАЛе и не уверен, верну ли их обратно.
– Расскажи про ресторанный фестиваль «Есть!», который вы инициировали в сентябре этого года в Уфе.
– Отлично прошел первый фестиваль — в Уфе в Гостином Дворе. Идея была в том, чтобы на одной городской площадке собрать лучшие рестораны города; было 30 участников-ресторанов и 20 команд от сообщества малого предпринимательства. Готовила фестиваль долго и мучительно команда во главе с ресторатором и членом наблюдательного совета РЕАЛа Сергеем Белкиным, дошли до мэра города, с трудом отстояли разрешение на продажу пива. В итоге пришел весь город! Будем продвигать рестфест «Есть» в другие города. Сегодня мы ведем переговоры с администрацией Самары, Красноярска, есть планы в начале следующего года предложить провести фестиваль в Ижевске, в Ростове. И вовсю общаемся по поводу городского фестиваля с московской администрацией, чтобы летом собрать вместе лучшие рестораны Москвы — вряд ли на Красной площади, но в культовом месте. Главное объединиться, и можно тогда договариваться с властями, которые сейчас заинтересованы в развитии внутреннего гастротуризма.
– А есть планы на Петербург?
– В большинстве городов России есть лидеры мнений, которых слушают и за которыми идут. Питер специфический город — Питер ровный. Мы очень бы хотели сделать здесь фестиваль или что-то еще, я люблю этот город. Мне он близок по духу, но не знаю, как к нему подступиться. В Питере денег меньше, чем в Москве, и это рождает много интересных форматов, концепций.
– Когда кончаются деньги, начинается стиль.
– Там, где Москва вкладывает деньги, Питер вкладывает душу, талант, трудолюбие. Я разъезжаю по всей стране и не устаю говорить рестораторам: зачем вы едете смотреть новое в Москву, чтобы потом заниматься копированием? Поезжайте в Питер, где на ярких примерах видно, как развивается отрасль, в Питере есть логика развития ресторанного рынка. Может, сделаем что-то с командой Dreamteam, с Лешей Буровым давно об этом думаем. Я очень рад, что МЕТРО сделал фестиваль Megustro и качает Питер — в городе никогда не было хорошего большого ресторанного ивента, которого город достоин. Это правильно и здорово, что появился суперический повод рестораторам всей страны приезжать раз в год в Петербург.
– Дмитрий Левицкий — это бренд, вокруг которого аккумулируется движение и который ты строишь уже давно. Когда ты понял, что стал медиаперсоной?
– Компания Hurma много лет путешествует по России, и мы всегда просто качали наш бизнес и собирали залы. Когда в 2013 году мы сделали первый Gastreet, стало очевидно, что мы можем тысячи человек привозить в Сочи, тогда я понял нашу уникальность. Товарищи и друзья давно говорили: Дима, что ты сидишь, давай объединяй отрасль, сделай ассоциацию для рестораторов. Сегодня я, наверное, один из самых узнаваемых в отрасли. Этому предшествовала большая дорога — с момента, когда я открыл «Дорогая, я перезвоню» в 2010-м. PR-агентство предложило тогда, давай мы будем пиарить бары через тебя? Ну давай. И я стал напрямую ассоциироваться со своими барами, а потом со всеми другими проектами. Надеюсь, я оказался неплохим продуктом для продвижения.
– Тебя это не тяготит?
– Иногда напрягает — на «Гастрите» в этом году я физически не мог пройти от одного конца площадки к другому. Я нормально отношусь к фотографированию вместе с коллегами, но иногда это мешает процессу. На улице узнавали, когда я снимался в детской передаче на СТС «МастерШеф», сейчас, слава богу, перестали. А вообще-то я по улицам не хожу, звезды в метро не ездят, хе-хе.
– Ты очень много ездишь по России — для этого надо сильно любить свою страну.
– Я всегда об этом говорю — о развитии российских регионов, об этом можно говорить бесконечно. Теоретически каждый город России хочется качнуть, сделать там фестиваль, набрать событийность — и не только в ресторанной сфере. Людям это нужно, люди хотят жизни, развития, но часто им не хватает элементарного — профессиональных идей, маркетинга. Вот почему бы москвичу на выходные не метнуться вместо Праги или Рима в Самару или Уфу? Внутренний туризм — это же круто! Вот прошла олимпиада в Сочи — и Сочи стал известен. В Казани провели универсиаду — и про Казань народ узнал и туда поехал. Прошел чемпионат мира по футболу — под это дело народ объехал несколько городов, и Питер, и Ростов, и Волгоград, и Екатеринбург, и оказывается, можно ездить по своей стране. После таких мероприятий на умозрительной карте России, как лампочки, появляются города. Мы заходим через гастротематику — делаем что можем.
– У каждого матроса в каждом порту по невесте, а у тебя в каждом российском регионе — коллеги, товарищи и друзья. Капитализация твоего имени в регионах — огромная.
– Эти личные контакты нарабатываются годами. Я могу приехать в любой российский город N, где население больше 500 тыс, и в моей записной книжке непременно будут несколько телефонных номеров, по которым я позвоню. Даже если в этом городе N я никого пока не знаю, точно знают меня — и если сами не были на «Гастрите» или не обучались на «Хурме», то знают знакомых, которые это делали.
– То есть когда пройдет слава и ты станешь старым, пойдешь по России?
– Да, это моя суперсила. И какое-то время меня будут кормить и даже поить бесплатно.