Игорь Лехнович: «Домашнее пивоварение – творческая вещь, и оно хорошо тем, что нет правильных ответов»

7 сентября 2017 года

Вслед за США и Европой домашнее пивоварение стало модным хобби и в нашей стране. Накануне 5-го Фестиваля Домашнего Пива мы поговорили с идейным вдохновителем и основателем магазина «МирБир» Игорем Лехновичем. Выяснили, насколько творческое занятие – пивоварение, можно ли дома сделать хороший продукт без дорогого оборудования, а также обсудили, как обстоят дела с крафтовой революцией в России и каковы перспективы развития рынка в целом.

Благодаря чему хобби домашнего пивоварения пришло в Россию? И когда это произошло?

Считается, что пивная революция, произошедшая порядка 15-ти лет назад в Америке, послужила началом и дала толчок процветанию движения крафтового пивоварения. И во многом она была связана как раз с домашним пивоварением. Мода, как это часто бывает, пришла с Запада. Серьезным подспорьем тому, что домашнее пивоварение начало развиваться и у нас, стало развитие крафтового пивоварения в России. После того, как Америка пережила бум домашнего пивоварения, что перерос в крафтовую революцию, начали появляться необычные крафтовые сорта и в России. Люди заинтересовались этим, и стало понятно: пиво можно варить и дома самому.

Можно ли производить хороший продукт, не имея должных технологических знаний?

Не столь важно, какое оборудование у вас есть, а вот знание и понимание технологий, а также желание важны в первую очередь — это основные критерии, которые нужны. Все на свете возможно, но если человек не понимает технологии на примитивном уровне, то соответствующий продукт он и будет получать на выходе.

Как сами пришли к пивоварению? Почему появилась идея начать развивать домашнее пивоварение, а не просто варить для своего удовольствия?

В 2008 году совершенно случайно я узнал, что существует такая вещь как домашняя пивоварня. Заказал ее с Америки, она пришла, и я сварил свое пиво. Не могу сказать, что продукт, который получился на тот момент, меня восхитил, но сама идея домашнего пивоварения показалась интересной. Я понял, что это необычное хобби и ко всему прочему симпатичный подарок. Более того, данная ниша была не развита у нас в стране, поэтому в голову пришла идея: почему бы не дополнить свою основную работу таким необычным хобби? И в итоге это самое хобби стало любимой работой.

Какие трудности были при открытии магазина и в первые месяцы его работы? Как удалось его «раскрутить»?

Честно признаюсь, главной трудностью при открытии магазина было найти смелость, на то, чтобы его открыть. Так получилось, что я шел путем длинным и последовательным. Первое время объем товаров был небольшой, поэтому не существовало даже склада, а товар лежал в доме и в гараже у родителей. Через какое-то время я начал часто выдавать заказы и, когда понял, что количество заказов позволяет, как минимум, взять в аренду магазин — решил попробовать. И в 2011 году арендовал первую площадку в 80 м² на улице Ленина, д. 28. Как таковой раскруткой мы не занимались. Я и первый менеджер Геннадий, который до сих пор работает в «МирБир», старались просто делать свою работу хорошо, консультировали людей. Тогда это был единственный магазин в Санкт-Петербурге подобного формата, поэтому интересующиеся домашним пивоварением приходили к нам. Шаг за шагом мы своей работой и старанием, а также тем, что оказались в нужное время и в нужном месте (когда крафтовая мода пришла, мы уже были на этом рынке), развились и заслужили свою постоянную аудиторию.

В итоге магазин перестал быть просто магазином, а сформировал «сообщество по интересам» – со своим масштабным фестивалем, конкурсами-дегустациями. Что для вас лично значат эти мероприятия?

Для нас это некий вызов, новые эмоции, новые события – то, что нам интересно. Я не могу сказать, что мы сразу задумывали фестивали. Все происходило медленно и поступательно. Изначально проводили небольшие встречи-дегустации. На первой дегустации было 3 домашних пивовара, на следующей – 5 пивоваров, потом – 7. И, когда мы поняли, что заинтересованы уже 10 домашних пивоваров, решили провести мини-фестиваль. В первом фестивале, который прошел пять лет назад, участвовало 7 домашних пивоваров, и пришло около сотни гостей. Мы были очень горды тем, что сделали.

Какова ваша миссия как организаторов в рамках таких встреч?

В первую очередь по всем мероприятиям мы ставим перед собой задачу некой «социальной ответственности бизнеса». Мы понимаем, что пивоваров достаточно много, они развиваются, а мы, в свою очередь, хотим дать им площадку для общения, обмена опытом, впечатлениями – чтобы они могли показать, что умеют, задать друг другу вопросы, поделиться идеями, посмотреть на других. Нам хотелось дать возможность людям собираться вместе, знакомиться, общаться и двигаться потом в одном направлении. Для нас это большие серьезные мероприятия, направленные на популяризацию домашнего пивоварения в России.

9 сентября состоится пятый по счёту фестиваль домашнего пива. В этом году формат оценки участников и продукта немного изменили. Почему?

Главная цель фестиваля – это не конкурс и не определение лучших. Прежде всего фестиваль — это площадка для общения и обмена опытом между домашними пивоварами. Но так как наша русская душа всегда жаждет интриги, и всем нам хочется посоревноваться, добавить элемент интереса, то мы выделяем некоторых победителей по разным категориям. Например, среди номинаций есть «Лучшая пивоварня», «Лучшее оформление стола», «Лучшее гостевое пиво» – это всё делаем, чтобы стимулировать пивоваров участвовать в таких мероприятиях и просто поощрить их интересными призами. Так получилось, что призы становятся достаточно серьезными, и борьба за них тоже становится более накаленной, поэтому, по опыту прошлых лет, могу сказать, что некоторые начинают расстраиваться, если по каким-то причинам побеждают не самые достойные.

В прошлые разы мы определяли победителей по голосованию только гостей фестиваля. Не будем лукавить, что существовала практика, которая заключалась в том, что пивовары приглашали на фестиваль большое количество друзей и те по-дружески голосовали за своего кандидата. Зачастую такие пивовары, возможно, не с самыми интересными сортами, занимали высокие места. Так что в этом году мы немного изменили процесс: помимо голосования гостей, сделали предварительный отбор определения лучшего пива экспертным жюри. Конечно, в рамках конкурсной дегустации никто из состава жюри не знал, чье пиво оценивают в конкретный момент – для большей честности.

Про что фестиваль? Про пиво/самовыражение/конкуренцию/помощь?

Для нас, в основном, это возможность показать себя, получить объективную или субъективную обратную связь от большого числа людей, в том числе от большого количества домашних пивоваров, собранных в одном месте. И возможность общения с людьми, которые в хорошем смысле больны тем же хобби и которые близки по духу.

Домашнее пивоварение в США способствовало появлению большого количества пивоварен и развитию крафтового сегмента в целом. Возможен ли подобный сценарий в России? С учётом законодательства в том числе.

Этот сценарий не то что возможен, а он уже превзошел себя. Большое количество домашних пивоваров становятся контрактными пивоварами, далее многие из них строят свои пивоварни. По статистике точно не могу сказать, но не меньше одной трети основателей модных и современных крафтовых молодых пивоварен — это бывшие домашники.
По законодательству всё не так радужно. К сожалению, в последние пару лет происходит ужесточение как контроля самого производства, так и контроля продукта – это несколько притормозило, так называемую, крафтовую революцию в России. Хорошо, что это не произошло 5 лет назад, иначе революция могла и вовсе не случиться. Пивоварение – это бизнес для энтузиастов и для профессионалов.

Насколько перспективно открывать свою мини-пивоварню выходцам из «домашников»?

Однозначно перспективно. Так происходило, происходит и будет происходить. Есть несколько путей развития. Классический: домашний пивовар начинает варить пиво. Продукт получается, его хвалят знакомые, пивовар решается на следующий этап – контрактное пивоварение: приходит со своим рецептом на производство и совершает там, так называемую, контрактную варку уже в коммерческом объеме (500 л/тонна/ 2 тонны) под присмотром технолога-пивовара. Затем выдаются документы, и домашний пивовар выкупает сваренный объем, а впоследствии пробует его реализовать: через магазины, бары, кафе и рестораны. Если у пивовара это получается, и объем продаж по контракту начинает быть сопоставим с тем, который становится рентабельным для открытия пивоварни, пивовар начинает думать и реализовывать проект по открытию своей пивоварни. Но есть и другой вариант: когда не хочется проходить длинный путь, и находятся инвестиции, т.е. бывший домашний пивовар открывает новый бизнес с нуля. Я за первый вариант. За то, чтобы все было поступательно. Сначала нужно понять, ваше это занятие или нет. Потому что многие после 1-2 контрактных варок, столкнувшись с нюансами производства, бумажной волокитой, сложностями в продажах и проч., решают не продолжать. И для них это становится этапом в жизни, который стоит пройти.

Дайте советы начинающим домашним пивоварам и тем, кто уже сварил свою первую тонну.

Начинающим пивоварам хотелось бы посоветовать, во-первых, терпения. Существует такая фраза, которую мы очень любим: «Терпение — совесть пивовара!». Поэтому не стоит торопиться, не стоит раньше времени открывать крышку пивоварни и смотреть, что же там происходит, не нужно пить «зеленое» невыбродившее или неотстоявшееся пиво. Также советую быть смелыми и не боятся экспериментов! Домашнее пивоварение – творческая вещь, и оно хорошо тем, что нет правильных ответов. Это возможность безгранично совершенствоваться и двигаться вперед. Делайте всё для удовольствия, вы должны хотеть варить пиво — это очень важная вещь. Если вы хотите пить пиво, то лучше продолжайте его пить и потратьте деньги на покупку пива в баре. Если вы хотите делать пиво, то нам по пути.

А для того, кто сварил свою первую тонну, мне сложно давать советы. После тонны сваренного пива можно уже самому нам давать советы. Тут стоит вопрос понимания главного. Достаточно ли удовлетворить свои потребности и радоваться от того, что пиво нравиться друзьям и знакомым, или есть некие элементы тщеславия, когда хочется признания. Поэтому основное, что хочется пожелать — слушайте себя, рискуйте, не бойтесь. У людей, которые верят в свое дело, всегда всё получается!

Поделиться
Другие статьи
  Владелец «Барслона Family» Андрей Федотов: «Моей мечтой всегда была Барселона»
  Как прославиться эстонскому парню в столице
  Говорят шефы и рестораторы: необычные десерты
  Говорят шефы и рестораторы. Женский взгляд на самую красивую еду
  Совладелец ирландских пабов «Финнеганс» и вьетнамских кафе Joly Woo Николай Белоусов: «Люди устали от пафосных ресторанов и хотят чего-то более демократичного»

Комментарии

Написать отзыв
Авторизуйтесь, чтобы отмечать любимые рестораны, хранить историю посещенных мест, ставить оценки и писать отзывы
Для того, чтобы писать комментарии, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Новый год 2018 Где встретить новый год:
- программы
- скидки
Все предложения
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в
Авторизация

После регистрации: отмечайте любимые рестораны и храните историю посещенных мест, ставьте оценки и пишите отзывы

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Или по логину Allcafe
Пароль
 
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Есть логин? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail
 
 
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя письмо,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Избранное
Добавляй заведения в избранное и получай самую свежую информацию об акциях и новостях первым!
Для того, чтобы сохранять места в избранное, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта