10 декабря 2007 года
Ресторанные критики. Скандалы. Интриги. Расследования. Давно хотелось поговорить о ресторанных критиках. Копилось. Во-первых, так, по-моему, могут называться только люди, для которых данный род деятельности является не только главным, приоритетным, но и единственным. От этого и все ошиПки, смешные или страшные. Практически все, кто пишет в печатных СМИ или и-нете, это "совместители". Занимающиеся или всеми подряд, но только журналистскими "работками", что значительно чаще или совмещает ресторанную прозу с работой в этой самой ресторанной сфере. Несекрет, что мест, где за статью платят 50 долл., меньше, чем пальцев на одной руке, вот и НЕ МОЖЕТ быть профессионалов, сосредоточенных на этом мире. Я не говорю о случаях заказных статей, оплаченных ресторатором, я говорю сейчас о "чистой", "инкогнито" – журналистике. И, первая упомянутая категория, пишет одновременно про рестораны и про фуа-гра, цикл статей-схем развязок КАД с точным указанием выдолбов, противотанковых и стихи о признании и дружбе. Сегодня про крейсер "Аврора", завтра про "Гимназию". Какая разница профессиональному журналисту, что описывать? Его учили этому.
Вторая группа - от представителей виноторговых компаний до управляющих. Повторю, я знаю только Сергея Чернова, который ЖИВЕТ ремеслом, выпускает книги-путеводители, которые продаются за деньги, пишет на заказ глянцевых журналов обзоры, так и ему ПРИХОДИТСЯ заниматься банальным издательским делом. Профильным, ресторанным, да, но, все же. То есть, единственный ПРОФИ (!!!), вроде, на Москау, и тому не хватает этого ремесла-бизнеса на жизнь. Вернемся от высот наших на землицу. Я это все к тому, что, если не банальный подкуп, все "ошибки" я отношу на вторичную, "потом", важность этого занятия. Можно "тяп-ляп" накатать десяток статей, о ресторанах, о милиции и о галактике. Зато 400 долл. В среднем можно срубить за неделю. Но и с соответствующим качеством. Не смея обвинять людей, я просто комментирую причины сегодняшней ситуации. И. Повторюсь, я говорю о материалах "С ОЦЕНКАМИ"!!! Редакторы ГОТОВЫ платить мало за не очень хороший труд. Как в советское время "мы делаем вид что работаем, а государство делает вид что платит нам".
Далее – "пресс-релизная журналистика". Если человек пишет одновременно десять статей, у него банально не хватает времени. Я не про деньги. И, он, или берет пресс-релиз и пишет "по мотивам" школьное изложение по качеству, или ВЫНУЖДЕН договариваться с ресторатором "я все напишу, что Вы продиктуете", разумеется за отдельную плату. Вот и рождаются "бравурные рецензии" с оборотами из пресс-релиза. Глазки в кучку - брови кверху "Где то я это уже читал...". Мне честно пишут "критики", то есть люди пишущие в издания, которые ПРОДАЮТСЯ за деньги в ларьке!!!, "Борис, Вы же понимаете, в лучшем случае, зайду воды попью, кофеек, что бы на стены посмотреть, меню переписать (с "отмазкой": "У нас через месяц банкет, можно я меню помусолю?") и придумываю что то про блюда". Пишут, а "работ" то много, путается все. В головах и статьях. Так и получаются "вторые этажи" в кафе "ДеФакто" или "средний чек в "Мацури" 900 руб, если рядом помещено фото кусочка (части филе, не половинки рыбы и не целой!) за 1100". С каких пор средний чек это половинка второго блюда? Если это не надо ресторатору, для привлечения "одноразовых гостей", (пришли, удивились, но!, что то съели, больше не придут) то, кому же это надо? И потом, почти в каждой рецензии информация не для всех: имя шефа, хозяева, арендодатель и прочее". О каком инкогнито идет речь, если выспрашивает гость такие подробности? Я, если указываю какую то ин-фу, не полученную лично, всегда пишу источник! То есть, "я не спрашивал официанта "А с какой фирмой у Вас заключен договор на вывоз мусора"?. Я хочу читать в покупных СМИ, за свои деньги, "правильную" критику! Нет критиков на Родине. Привезите из Европы! Поваров возят сотнями, а пять европейцев пригласить на два дня в месяц денег нет? Заплатите не 50, а 500 долл. За такой отзыв, что бы не оставалось после него отрыжки! Продолжим о наших ежиках. В "Афише" все значительно профессиональнее, но, и там, конечно, в два раза реже, да, согласен, проглядывают "уши" совместителей. Только "многостаночников". Упаси боже, обвинять кого то, я не стоял рядом и денег не передавал! И, жизни их не знаю, но, я ПОКУПАЮ раз в неделю прессу с рецензиями на 190 руб, да плюс каждые две недели около 50, ну и ежемесячных журналов на 250. То есть, рассматриваю как потребитель, оплативший услугу, ее качество. Я говорю только про ОЩУЩЕНИЕ. Если рыба свежая, в выглядит и пахнет как протухшая, то, какая разница, в чем причина?!
"Граф Иннокентий Брюхов ("Интербизнес") более всего симпатичен мне. Во первых, он, как и я, конечно, ОТКАЗАЛСЯ от предложения двух телеканалов, "засветитьсяпопиариться" (что это такое?) значит, понимает, что может писать только оставаясь инкогнито, не ищет дешевой, ящиковой славы и PR, но и пишет все максимально "от себя". "Я почувствовал на языке", "по мнению графа" и так далее. Ошибок - не более одной в номере (по две рецензии). И, когда, я вижу, что написано явно в пику мне ("Борис похвалил, будем мочить") в печатном СМИ, я этому рад. Значит, не было ЗАРАНЕЕ УСТАНОВКИ "это ругаем, это хвалим, они занесли").
Теперь о главном ... главной. Ведь, те пишут раз или два в месяц, а она каждую неделю! Не хочу обвинять человека-загадку Анастасию Вронскую ("Коммерсант") - но, делайте выводы сами! Девушка (????) должна присутствовать в книге рекордов Гиннеса - ОНА жрет за четверых. Наш человек! Пожрать ... это да. Почитайте ЛЮБОЙ ее отзыв - съесть за одно посещение 10 полновесных блюд? Ну в гастрономическом, ну дегустационные порции ... Читал я, читал, а потом грянул отзыв на "Тан Жен". Потащился, проверил.
Представляете себе, "китайские" порции по 200 грамм (супы гораздо больше)! 2 килограмма 400 граммов (я считал с калькулятором) если допустить, что ничего не пилось вообще! Я не осилил 600гр. - три блюда! Если это и есть критика, а не перечисление позиций меню, то, как же можно верить этому. Она и про вкус пишет ... Да и газете "Коммерсант" вАААще доверие упало, если у нее журналист может два раза в неделю сжирать и описывать столько за один присест! Хотя, пишет она хорошо, читать приятно. Если бы написать "на правах рекламы" ... Или на "правах осмотра". Или "нас ело четверо, пятый помогал". И, потом, как можно говорить о "инкогнито", если ОДИН ЧЕЛОВЕК в ресторане закажет десять блюд!!! Три супа, пардон. Официант скорее бросит фартук на пол, выругается матерно и убежит! Единственно, в "Люмьере", с его порциями, И ЕСЛИ!, представить себе "девушку" шестисоткиллограммовой тушкой, можно вообразить (брррр) как она ЕСТ (жрет?) *ЦИТАТА* закуску, потом, салат, закуску, третью закуску, равиоли, один суп, второй суп, филе теленка, утиную грудку. Рыгает довольно и требует десерт "Афисьян! Обжаренное манго, пажта. Адын!". Еще раз рыгает, пукает и требует принести счет, больше похожий на простыню, с цифрой 6000 рублей без питья, конечно. Место для питья не подразумевается. Сухомятка, блин. Мечтаю о ней. О девушке! Это секс-символ мой. Грезы. Коллега-жрун. Мечта. Будет что обсудить в койке. При этом, простите, профессионализм страдает. Человек пишет что, до посещения "Гарсона" не знал, что такое "брошет". Это позор или фаталити? То есть, я так понимаю, что, если бы подали вместо брошета суп, девушка с серьезным видом обсуждала бы его достоинства? Бред! Есть же МИНИМУМ знаний, словарь минимальный. Вот почему я обижаюсь на "критик". Я ведь знаю не только, что такое брошет, но, и сальтимбоку от расстегая отличу. Значит, я не критик! Вы пойдете в врачу, если будете уверены, что он путает гастродеудонит и гастроинтерит? Неа, уверен.
И, про другое. Я уже писал это на форуме, давно, правда. Есть два подхода к описанию - потребителя и тестера. Приведу пример автожурналистики, как наиболее понятный. Одно дело, когда о достоинствах авто пишет владелец, оплативший покупку, полгода или больше использующий эту конкретную модель, но, совершенно не "продвинутый" в тонкостях инженерии и истории. "Эта штучка, там внутри, шумит сильно, но, только когда, скорость выше 140 и на мокром ...". Это очень важно, не менее важно, чем статья в журнале. Но. Это другое! И, как ВТОРОЙ вариант, обзор автокритика, который "за месяц сидит за рулем 36 авто" (цитата БизнесFM), то есть, мнение составлено за день-два владения, с ограничениями, накладываемыми автодилером, предоставившим авто. Да, у него есть возможность сравнивать!!!, такой опыт позволяет "видеть" сразу то, что потребитель поймет через месяц, и, если человек ЗАНИМАЕТСЯ только этим, следит за новинками - это ДРУГАЯ, тоже важная информация. Оценивать купленный товар и оценивать "даденный" за так, оплаченный редакцией. Или того хуже, рестораном. Именно по этому я так и не люблю, когда обзываются "ресторанным критиком".
Для меня это другое существо, совсем другое. Возможно, высшее. С элементами мазохизма и самоотвержения. Фанатичного. На грани. Невиданное и не вообразимое. А Вы знаете человека, ПОЛНОСТЬЮ посвятившего себя ИССЛЕДОВАНИЮ ресторанов? В СПб? А самое лучшее сравнение для меня - театр. Рестораны для меня - это такое же явление как театр. Не кино, оно живое и СЕЙЧАС. Онлайн. И, обсуждать его я хочу так же. Как искусство или как не искусство. Тот же замысел вначале. Тот же бизнес-план - пьеса. Режиссеры- продюссеры и старменеджеры. Актеры - персонал. Сцена - интерьер. Премьеры, будни. Аншлаги или провалы. Да почти все. А мнение гостя, потребителя - пожалуйста. Всегда. Кстати, заметьте, сколько отличных сервисов, наших и "забугорных", где люди обсуждают кино!!!
Если даже (очень советую) есть сервисы, ищущие в сети отзывы, суммирующие оценки, с переводом всех этих "звездочек", "баллов" или "рейтингов" к единой шкале. Пять тысяч человек ставят фильму 82%. Это то, к чему стоит, по крайней мере, прислушаться! И, обсуждать книги, видеоигры или те же театральные премьеры это можно и нужно, а ресторан это "пожрать". Я против.
И последнее, думайте про меня что хотите, но, просто для информации. Если кто-то Вам в Петербурге скажет что, Борис у меня взял рубль за отзыв, попросил скидку, имеет и хоть раз воспользовался какой либо скидочной картой, получил "халявный" десерт (кроме моего любимого Балаханова, каюсь, сожрал, чизкейк, о чем честно написал объяснительную записЬку), позвонил и "договорился" - знайте - Вам врут! Я должен был это заявить. Должен. Скажу больше, мне два года с половиной должен деньги один журнал! Был первый и последний опыт. Прекрасно работающий журнал, видимо, за счет "кинутых". Не за статью деньги, на это я бы не пошел, а компенсацию чеков! Самое смешное, не "регулярных" ресторанных чеков, это я ел за свои (принципы, мать их), а чеков из ресторанов заказанного обзора. Это был первый и последний опыт общения со СМИ. Так что, все что перепечатывают где-то – воровайка, однозначно. И, для рестораторов: если кто то вымогает что то, просит от Вас каких то благ, денег, скидок или еще чего, представляясь "Борисом, сами знаете каким", смело гоните его в шею. Можете смело пальнуть из ружа свого! Это враг ваш и внук лейтенанта Бориса. Да, и если кто ВООБЩЕ что то предлагает, "такое" - лучше гоните - боком выйдет. Напишет бред, а потом отмываться Вам. Доказывать, что средний чек в "Монтане" 700, а не 1200.
P.S. Если наберусь смелости написать как я "консультировал" производителей массовых продуктов ... За свои же деньги! Придурок или идиот? Зато смешно. Мне. До сих пор.
Борис