Рейтинг:
Давайте начнем с мыслей про магазин. Магазин-событие, чтобы ни было внутри там. Это хорошо для нас, вас, них и всех: не придется владельцам заманивать народ «народными акциями» в стиле наших сушниц. Давайте сначала. А что сначала? Репортажи, фотографии смотришь, мнение уже заливает фундамент мнения до посещения. Впечатление сувенирной лавки. Впечатление непродовольственного магазина. Не впечатление нашего привычного продовольственного магазина. Товары в витринах как будто, несъедобные, как на плохих фотографиях ресторанных блюд. Вроде красиво, а есть не тянет. Плохие фото, видимо, остановленная жизнь прерывается. Что-то с фото есть и жизни, одежда персонала, заученность фраз, пять человек, которые встречают гостя, пара открывает двери и трое здороваются, и это только до первой витрины. Да, казалось ДО посещения. Но после, хочу всю кажущуюся «непродовольственность» «по фото», поставить в плюс. ОГРОМНАЯ УДАЧА и редкое по силе проявление здравого смысла, не делать «дорогую пятерочку». Прошу, представьте, как бы в этом интерьере и с этим персоналом, смотрелись бы рис, картошка, йогурты и спички? ДИКО. Вот и сделали, ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ… не бутик, но СУВЕНИРНЫЙ магазин. Не по товарам, а по духу. «Товары не первой необходимости» в красивой обертке. Сувениры, вещи приятные, но без них можно обойтись. Порадовать, побаловать, где обстоятельства и место покупки, важнее свойств товара. И дело не в том, что вино совершенно обычных цен, выпечка дешевая, дешевле «Дю Норда», например, при значительно более высоком статусе магазина, а сырный прилавок удивляет наценкой (1400 стоит бриобразный сыр, который я не видел дороже 700-900), а чай дороже сопоставимого в два раза. Контрасты. Все сделано для того, чтобы не сравнивали, а говорили: «а это сыр из магазина Елисеевых?». Прилавок сыра, почему то совмещенный с алкогольной витриной, прилавок икры (100000 рублей, если захапать килограмм), совмещенный с рыбным, прилавок мясных копченостей, прилавок «Самодельные конфеты»… Нет, не готов ругать, меня поразила правильность позиционирования. Избежать всего, что боялся я и другие. И очереди, по три, по пять человек в каждый отдельчик, доказывают это. Востребована такая торговля. Учитывая, что 71,5% заходящих пришли на экскурсию, послепить вспышками гостей. И даже булочки по 50 их не возбуждают. Понятно, эта модель торговли решительно не подходит «собирательству товаров», если надо обойти пять отделов, постоять в каждый, в каждом отдельно пообщаться, выбрать, взвесить, расплатиться, получить сдачу или чек карты, пойти повторить все это в другой отдел... Это, скорее, для одной покупки, приятной и необязательной. Как сувенир.
Если не устали, я еще порассуждаю. Или пропустите абзац. А «собственные лейблы» премиального сегмента? Нет, я не про булочки. Это ли не подтверждение моих слов? Компании годами и веками гарантируют качество икры и водки, заслуживая ставить этот «трейд марк». Это не «приват лейблы» гипермаркетов, на… допустим, туалетную бумагу и «сок», их как раз можно продавать под своим лейблом в день открытия, но не премиум товар по 100000 рублей. Нет. Пусть. Но ощущение, что это не товар потребления, а сувенир из Петербурга, привести на родину, к сожалению, требующий пояснения, что это за марка «Купцы Елисеевы». С другой стороны, именно за отсутствие оного я и ругал «Стокман»-универсам-хуже-не-знаю. Где ассортимент точно такой же, совершенно тот же набор производителей, что и во всех других торговых точках города, да еще и хуже, ниже уровнем, с пирожными не своего производства, а гуэлью, и самой дешевой заморозкой выпечки «Нева». Значит, водка «КЕ» круче аналогичной водки лучших мировых брендов за такую же цену? Сколько водочных брендов в России продаются дороже 1000 за 0,7? Вы сможете назвать? Вот и я про то же.
От теории, перейдем к практике. Покупка. Долговато, восемь минут занимает процесс запаковывания четырех пирожных и расчет. Три работника заняты. Прилавок пирожных на пять позиций, но апельсиновое и лимонное однотипны, поэтому, беру четыре. Упаковка - одна из самых солидных и месту соответствующих, по два в коробочку, и потом фирменный «сувенирный пакет с ручками-тесемками. Внушает даже больше «Шоколада». Начну описывать с праздника. Пирожное месяца, с номинацией на «пирожное года». Одновременное простое, понятное всеми составными частями, обворожительное, доступное, изысканное чистотой. Чудо: Макарон (150), но макарон Королевы. Два самых нежных, что я видел, макароновых, без сомнения, миндальных кружка, семь ягод отборной малины между ними, и посередине крем-всем-кремам-крем-огого, легкий, похожий на вкусу на сам макарон. И, внутри крема, чтобы тот не показался слишком… навязчивым, ягода личи. Браво и мой Идеал.
Напоследок пара мыслей о том, почему, по моему мнению, в магазине очереди по отделам. Ну, или одна из причин. Я не про очередь на вход в субботний вечер, там стоишь не более десяти минут. Да и зима прошла, можно постоять. Программа автоматизации ужасна. Давно не видел такого. Где есть штрих код – нет проблем. А в штучном товаре, в самодельном? В марципанах. В засахаренных фруктах и пирожных, которых всего пять видов. Вроде бы, в ресторанах персоналу надо выбрать на сенсорном экране строчку и все. В гипермаркетах, при торговле овощами и фруктами, надо ткнуть на экране овощ или фрукт. Все просто. Тут оператор кассы должен вводить шестизначный код товара. То есть, он ищет не пирожное «Русалочка на дереве» на экране, он должен «помнить», что его код 880650. На экране в магазине не появляется список из пяти имеющихся пирожных. Терминал ждет кода. Правильно, дорогой читателей. БУМАЖКА. Кассир смотрит на бумажку с записанными кодами к каждому товару, и перепечатывает шесть цифр. И так каждый товар. Найти в рукописном листке на кассе, ввести… Это помимо изъятия с витрины, взвешивания, упаковки. Понятно, почему «переход прав собственности» четырех пирожных, «обходится» в восемь минут? 21 век. Я понимаю, что опыт по части ресторанов у холдинга потрясающий, но это магазин. Ведь нет ни одной программы для ресторанов, где бедняге официанту, чтобы вбить солянку, надо помнить ее код 82165465557324546564 или смотреть его на бумажке.
Конец первой части. Читать продолжение
Адрес «Магазина купцов Елисеевых», ресторанов «Склад №5» и «Мезонин»: Санкт-Петербург, Невский пр., 56