
Первое подобие ресторанов (то есть места, где можно поесть за деньги) появилось в Японии сравнительно недавно – в середине XVIII века (например, во Франции первые рестораны появились почти на 100 лет раньше – в 1670-х годах). Сначала это были просто лавки, торговавшие рисовыми колобками «онигири». Постепенно эти лавки превратились в закусочные. Процесс шел медленно: только к началу XIX века в Японии, наконец, сформировались настоящие рестораны, в которых собирались представители высших сословий. С конца XIX века в Японии, под влиянием европейской культуры, начался подъем ресторанного дела. Настоящего расцвета оно достигло после Второй мировой войны. Процесс развития ресторанного бизнеса шел столь успешно, что к началу двадцатого века Япония заняла первое место в мире по числу точек общественного питания на одного жителя. Современная Япония – от крохотных селений до огромных мегаполисов – полна разного рода кафе, закусочными, ресторанчиками и барами.

Другой популярный вид заведений – специализированные закусочные, где подают лапшу. Японские улицы пестрят вывесками «Удон», «Соба», «Рамэн» - это национальный японский аналог ресторанов быстрого питания. Впрочем, классические рестораны быстрого питания – «Макдональдс», «KFC», «Бургер Кинг» - в Японии тоже распространены. Кстати, эти рестораны стараются адаптироваться к японским вкусам: например, «Макдональдс» в Японии продает специальные гамбургеры, булочки для которых выпекаются из рисовой муки, а начинка делается из рубленого куриного мяса с фасолью и соевым соусом.
Интересная деталь интерьера недорогих японских закусочных – муляжи на витринах. Модели пищевых блюд впервые появились в Японии в 1917 г. Один из известных рестораторов Токио додумался использовать муляжи, выставив их на стеклянной витрине. Такая реклама вызвала большой приток посетителей, что заставило другие рестораны последовать поданному примеру. В 1932 году Ивасаки Рюдзо основал бизнес по производству и продаже моделей еды. В результате искусство изготовления муляжей достигло в Японии таких высот, что европейцы порой не могут поверить в искусственность выставленных на витрине аппетитных блюд. Пластмассовые муляжи листьев бамбука часто используются в недорогих заведениях в качестве тарелок, имитируя древний японский способ подачи блюд.