На улице Воскова открылось заведение, которого пришлось ждать. Не только потому, что открытие откладывалось – тут дело привычное, а потому, что был заявлен формат региональной русской кухни, а это ново, интересно и, наконец, просто-напросто по-человечески правильно. Тот факт, что в России русская кухня востребована и представлена очень мало, не раз удивлял иностранных поваров. В частности Исаак Салаберия в интервью говорил, что русским поварам родную кухню нужно развивать. Пример скандинавской кулинарии, которая тоже не богата помидорами, маслинами и обилием душистых трав показателен: родную брюкву можно осмыслить так, что, кулинарная культура родившаяся на неплодородной и суровой земле, станет задавать тон во всем мире. Тем не менее, за редким исключением, русская кухня – это что-то очень избитое, невыразительное и далекое от оригинала. Как расписные шкатулки и матрешки, которые продаются в «туристических» местах: «балалайка, водка, йельтсын».
И вот оно – открытие. Маленькое заведение на 5 столов всего, перед входом в ресторанный зал – лавочка. В лавочке продается всевозможная сувенирка, но тематическая – поморская. Мезенская и борецкая роспись, каргопольская игрушка, самые что ни есть поморские пряники с надписями «Архангельск» и прочими (в том числе «I love you»). То есть первое впечатление – будто зашел в обычных киоск для туристов (кстати не помню, там магниты на холодильник были или нет?). Впрочем, в этой северной специфике есть свое очарование, она отличается от того, что набило оскомину, чем и подкупает. Цены? Как для туристов. Полотенчико – 400 с чем-то, бутылка пива «Боброфф» - 200 рублей… Вот на этой-то бутылке мы и перейдем к теме общественного питания: бутылка, как водится, многое иллюстрирует.
Итак, отечественное пиво по 200 рублей за бутыль 0,5. Немыслимо! Ладно бы какая-то раскрасивая бутылка, а тут этикетка – сикось-накось, и вообще: «Ху из мистер Боброфф»?! Что за анахронизм в виде «офф» на конце вроде как славянской фамилии? И вообще, что меня должно заинтересовать в этом пиве, так чтоб аж на 200 деревянных? Все эти возмущенные мысли проносятся в голове, и я задаю вопрос – почему так? Мне объясняют, что пиво хранится 15 дней, логистика не налажена, доставлять сложно, и вообще другой шанс попробовать это пиво выпадет только если купишь билет до Архангельска за 6000 рублей. Я, разумеется, про себя, думаю о том, что в принципе такого острого желания пробовать это пиво у меня нет, и все – тема закрыта. А ведь подобная ситуация не только с пивом «Боброфф»: в принципе возить и поставлять отечественные продукты – дело непростое, муторное, в итоге получаются они дорогими, дороже импортных, если учесть что в стоимости последних учтен маркетинг, а у наших продуктов с маркетингом или никак, или лучше бы было никак… В общем заставил «Боброфф» невесело задуматься.
Ладно, проследуем в ресторан. Здесь незатейливый, но достаточно приятный, интерьер. В современный контекст вплетены элементы все той же мезенской росписи – тоже осовременено и лаконично. Пять столиков и телевизор по которому крутят передачи о Поморье. Для большей глубины погружения. В целом – вполне пристойно и не отвлекает от меню.
Меню создавал шеф-повар Андрей Пятигорский, ранее трудившийся в «Чехове», «Палкине» - то есть повар местный, петербургский. А значит, поморское предложение создавалось более-менее искусственно, хотя речь и идет о том, что какие-то рецепты были найдены в северной глубинке, и автор самого проекта родом именно с Поморья. Содержание меню неоднозначно. Есть какое-то количество интересных и оригинальных блюд, но они тонут среди поморских присказок, сопровождающих названия позиций, среди текстов о Поморье и, что печально, среди таких названий как «сельдь с печеным картофелем и маринованным луком «по-ломоносовски» или «рулеты из семги со сливочным кремом «Сказочные». То есть, среди той самой бутафории, которая когда-то дискредитировала русскую кухню в целом, превратив ее из кулинарной традиции в аттракцион «а-ля рюс». Возникла даже забавная мысль: в Петербурге (более или менее буржуазном) открылся «экзотический» проект в духе русской глубинки, как кафе с варениками, борщом и лаптями где-нибудь в Европе. С другой стороны – это открытие все равно интересный информационный повод и, как знать, может быть прецедент, способный привлечь внимание масс к отечественной региональной кулинарии. Теперь - цитата из меню.
Холодные закуски: сельдь с печеным картофелем и маринованным луком «по-ломоносовски» - 160 р., рулеты из семги со сливочным кремом «Сказочные» - 280 р., сыровяленная оленина с ягодным соусом – 280 р. Салаты: «Северное сияние» (с солеными груздями, свежей капустой и груздями) – 110 р., мясной салат с маринованными огурцами и грибами «от Перепелихи» - 350 р., салат из печеных овощей «по-Соломбальски» - 190 р. Горячие закуски: картовничи (толченый картофель с обжаренным луком) – 80 р., кулебяка рыбная – 152 р., пельмени с семгой в сливочном соусе «Архангельские» - 170 р. Каши «по-поморски» - рисовая, овсяная, гречневая, манная, пшенная – по 120 р. Супы: губовница – 180 р., щи «Поморские» из квашеной капусты – 160 р., солянка рыбная – 260 р., ушица «Соловецкая» - 230 р. Горячие блюда из рыбы: треска запеченная под сметанным соусом с картофелем и грибами – 360 р., щучьи котлеты – 360 р., филе муксуна на гриле – 643 р., филе семги запеченое с луком и морковью в молоке – 452 р., зубатка запеченая со сметаной и солеными гибами – 420 р. палтус печеный в сухарях – 590 р., стейк из нельмы – 999 р. Горячие блюда из мяса: Барвина (тушенные перепела с запеченным картофелем) – 435 р., стейк из говядины – 560 р., бефстроганов – 550 р.
Адрес ресторана «Поморский»: Санкт-Петербург, Воскова ул., 4