Записная книжка Бориса. Ноябрь 2009 года

02.12.2010

16 ноября 2009 года

Почему я не часто заказываю рыбу? Да потому что, средний уровень рыбы в наших широтах, в разы ниже, чем мяса. Мясо лучше переносит транспортировку... Потому что, средний уровень работы наших поваров с рыбой, в разы ниже, отработанных мясных приемов. Ну не рыбный у нас город. Селедку соленую, ну, шпроты в банке... Что там еще привычно? И то, если банка плотная... И замороженная рыба, которой брезговали не советские кошки, а их генетическая память. И цена. Всем кажется нормальным, что свежая малина (ежевика, грибы...) в гипермаркете стоит, допустим 300-500 руб. и выше, а пакет заморозки, можно купить за 40-50. Рыба быстрее портится, чем мясо, если, к примеру, сломалась развозная газель. Быстрее, потому что меньший предмет, быстрее теряет температуру. И, быстрее портится. Почти вся рыба, за исключением лосося и пары сортов, нескольких действительно местных (мысль сама не приятна о рыбе, плескавшейся в наших мутных водах), замороженная. А значит, только на разнице охлажденной дорадо и замороженной, ресторатор делает свой двойной гешефт. И потом, Норвегия или Португалия ближе к нам, чем российский Дальний Восток или трудолюбивые рыбаки-вьетнамцы. И ведь узнаешь о том, что купил, только в тарелке. Зачем тогда эти игры? Рыбьи игры.

*
Проблем у нашего общепита миллион. Но, я, называю одним словом, собирательным именем всего, что не люблю, всего, что портит общепит, «срок окупаемости». Когда в концептах пишут «срок окупаемости 1 год», это ли не матерное, неприличное выражение? Не может и не должен серьезный проект, не по вложениям даже - по подходу, по старанию, окупаться за 12 месяцев. Тогда он перестает быть серьезным. Тогда он «ну как-то так» категории. Окупиться за год - может удачный, не спорю, проект, и очень этого желаю, но строить такой сознательно, с четким расчетом, это практически строить дом-многоэтажку, который простоит всего год. Потом? Обвалится, или простоит. Не важно. Какая разница. Строим на год. Особо не вкладываясь, ни в интерьер (я не про дороговизну материалов, а про подход), ни в оборудование кухни, в обучение персонала... Да, у нас, в отличие от развитых стран, к рискам экономическим добавляются и иные. Вот получит власть, бюрократическую или денежную, человечек, который еще в песочнице ковыряясь, замыслил на месте вашей кафешки построить нефтеперегонный завод и все тут. Пиши пропало - пишу. Кранты. Если и не отнимет, то нервов попортит и парализует бизнес полностью. Я все понимаю. Но пока российские бизнес-планы не станут содержать европейских цифр в графе «срок окупаемости», не будет у нас ни того, что я люблю, ни цены не станут сообразными уровню доходов населения, ни перестанут разбавлять соевый соус... Ничего не изменится.

*
Мне тут объяснили, почему поставщики скрывают своих клиентов и их заказы. И эта конфиденциальность, есть залог их, поставщиков благополучия. Кому охота, что бы гости узнали, что ту пасту привезли в пакете? Да, именно ту, рядом с которой пишут «домашняя» и просят в два раза больше ден.знаков? Что соусы, продаваемые как самодельные, приехали полгода назад в 5 литровой банке. А «у нас только охлажденная рыба», оказывается такой только после выгрузки замороженных брикетов из машины поставщика. А уж фабрики «пирожаных» свои базы хранят строже ЦРУ.

*
Что бы дети ели нелюбимые продукты, родители делают черепашки из творога и зайцев из овсянки. Так, ресторанные украшательства - это продолжение этого же? Или часть культуры? Как упаковка подарка в подарочную бумагу? Или это необходимая часть культуры, а не упаковка? Ведь, в отличие от магазина с витриной, мы заказываем блюдо, не выбирая его на вид? Не покупаем то, что с бОльшим бантиком? И более яркой упаковкой? Когда игра с ограниченным набором продуктов и сочетаний более невозможна, или необходимо оставить блюдо в привычном рецепте, но, «оживить» его, в ход вступает гонка воор... украшений. Спасительная палочка. И для хорошего повара и для плохого. Для хорошего это следующий шаг, для плохого - попытка под украшательствами скрыть «брак». Некрасивый, неаппетитный цвет, развалившийся кусок...

*
За более чем 2500 посещений общепита, все 6 лет, всего два или три раза я услышал что-то от официанта, подающего меню. Даже прекрасно коммуницирующие, вежливые экземпляры, с удовольствием, и удовольствием взаимным, готовые корректно поддержать беседу, разве что, дежурно аперитив предложат. Как мне хочется услышать: «О, у нас сегодня великолепный суп», «вчера привезли прекрасную телятину», «шеф рекомендует попробовать». И, уж совсем фантастическое: «Холод, дождь, давайте я вам горячего глинтвейна сделаю...». Плохой пример, но, как же, черт подери, хочется... Единственное, что можно услышать «Вы на бизнес?». Не принято у нас? Не привыкли еще к выбору и изобилию? Считается, что после эпохи дефицита, достаточно занести блюдо в меню? Боятся подчеркивать одно блюдо? Боятся, что это покажется преуменьшением добрых качеств других позиций. «Берите заливную рыбу», не значит, что «а все остальное у нас таааакая гадость»? Или просто нет того, что надо так подавать/продавать? Все одинаковое. Как глупо рекламировать конкретную бутылку колы? Возьмите вот эту крайнюю, уж очень она удалась. По-моему, все дело в безразличии, даже «принудительно», из под палки, вежливых. Пока не поймут, что ЛЮБАЯ из приведенных выше фраз, поднимет чаевые на 2-5%... Эх…

*
Как и планировалось, вернее, прогнозировалось, 8 из 10 «открытий», в том числе «новые названия», это переделка старых мест. Смена собственника, микроремонт или даже отсутствие оного, и вот уже «мы приглашаем Вас в совершенно новый...». Да, это и предполагалось. Если раньше 2 из 10 пытались «выдать замуж», то сейчас все наоборот.
Больше половины из посещенного за сентябрь-октябрь-начало ноября, «построено» из бэушной мебели. И бэушного интерьера. Про ободранные вилки не буду даже. Раньше, это не просто удивляло, это было поводом для отмены рецензии. Если меня как гостя, не уважают, предлагая секонд-хенд в дорогом бутике, то, уважительно ли по отношению к себе, писать об этом? Сейчас, по себе замечаю, перестала шокировать обшарпанная мебель в новом заведении. Да, плохо.
Настоящая ли это «новая жизнь», если сменили папку меню и название на тряпочке «временная вывеска»! Можно ли считать это «единицей» в разговорах, очень важных разговорах, «ах, ох, сколько позакрывалось»?! и единицей в «смотрите-ка, а открытия то, продолжаются, не смотря на крАЙзис». Статистика ли это? Может, пора заказывать А.Лебедеву иконку, обозначающую «новое название» и «действительно новое заведение», что бы ставить ее перед названием заведения в рецензии? Справа – привычная картинка «звезд», а слева знак «б\У»? Это важно? Это нужно? Или только мне?


Борис
Автор: Аватар Борис
Анонс новостей в нашем канале
zen Я.Дзен
Поделиться
Другие отзывы
  Путешествия ресторанного критика. Таллин, 180° Путешествия ресторанного критика. Таллин, 180°
  Путешествия ресторанного критика. Таллин, SÖE Restoran Путешествия ресторанного критика. Таллин, SÖE Restoran
  Путешествия ресторанного критика. Таллин, Seitseteist Путешествия ресторанного критика. Таллин, Seitseteist
  Путешествия ресторанного критика. Таллин, LORE бистро Путешествия ресторанного критика. Таллин, LORE бистро
  Путешествия ресторанного критика. Таллин, Fotografiska Путешествия ресторанного критика. Таллин, Fotografiska
Комментарии
Борис, как найти ваш блог? был же вроде бы... в нем очень интересная заметка про барменов была размещена
Здравствуйте! Видимо, про Барменов, Вы прочитали тут: https://forum.allcafe.info/showthread.php?t=11167 , И там же есть Депрессивный Блог.
Борис, в Испании некоторые местные жители воспринимают рекомендацию официантом определенных блюд как: 1. Хочет впарить самое дорогое. 2. Продукт уже тухнет, надо срочно продать.
У нас тоже так могут воспринять, но, тут ВАЖНО как это преподано. Как совет адвоката или как окрик прокурора. Торговые агенты есть талантливые, а есть бесталанные. И, это не зависит от качества товара.
это все правильно, это все нужно... А вот по поводу рекомендаций блюд, в нашем ресторане существует правила: рекомендуем ТОЛЬКО самые яркие , лучшие блюда... Я в этом нахожу логику...
Конечно, правильно! Ведь, Ваша цель, что бы гость остался доволен и ПРИШЕЛ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ! Я также ЗА эту логику. Это только в "ресторане на вокзале" гость точно не появится второй раз, чем его не накорми. На вещевом рынке выгоднее продать паленые шмотки...
Борис, спасибо за ответ, но мне кажется Вы меня несколько не поняли. Я хотела сказать, что местные жители не доверяют рекомендациям, несмотря как их говорят, так как уже заранее считают что им этими рекомендациями хотят "впарить" самое дорогое из меню (дешёвые блюда никогда не рекомендуют, это правда) или например, рыбу, которую срочно надо продавать, так как она протухает и её придётся выбрасывать (убыток ресторану). И считают, что именно это брать нельзя. Просто хотела сказать, что я видела что многие относятся негативно к рекомендациям, неважно в какой они форме. Уже заранее не верят им, считают что им обманом хотят заставить взять то что выгодно (!) сейчас продать ресторану, и официант получает заданее от шефа \"продавай это и это\". Меня тоже это удивило, но местные жители так считают.
Уважаемая Roxanita! это зависит от статуса и политики ресторана и от управляющей или хозяйна... т.е. обладают они качеством логического мышления или нет...
Написать отзыв
Авторизуйтесь, чтобы отмечать любимые рестораны, хранить историю посещенных мест, ставить оценки и писать отзывы
Для того, чтобы писать комментарии, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Афиша фильмов и все кинотеатры Владимира Присоединяйтесь к нам в
Отзывы о ресторанах Владимира Все отзывы