Вегетарианская кухня в Петербурге

22 августа 2008

22 августа 2008 года

Казалось бы, все просто – кто-то кушает все подряд, себе в удовольствие, а кто-то морит себя диетами, одна из которых, вегетарианство, предполагает отказ от мяса, рыбы, яиц. В более радикальном варианте (веганство) от животных белков во всех вариантах, включая молоко. То ли аллергики, то ли худеют.… Однако ставить вегетарианство в один ряд с диетами было бы в корне неверно. Вегетарианство обычно связано с убеждениями человека, с его жизненной позицией. Апологетика вегетарианства, доказательства его преимуществ (а чаще даже не преимуществ, а абсолютной, безусловной правильности), бывают, похожи на пропаганду политической идеологии. Причем иногда это сходство заключается, в том числе и в сообщении вопиюще антинаучных фактов и в подтасовке информации и... Забегая вперед, скажу что, не будучи вегетарианцем, я во многом симпатизирую этим воззрениям, и искренне огорчаюсь, когда излишне рачительные пропагандисты перегибают палку бросая тем самым тень и на своих более разумных товарищей. Вот пример аргумент, после которого вегетарианство начинает казаться чем-то крайне подозрительным: «Даже в самых развитых странах привычка к мясной пище широко распространилась не более ста лет назад. Причиной тому послужило появление вагонов-холодильников, а также потребительский дух, воцарившийся в обществе в двадцатом веке. Однако организм человека даже в двадцатом веке не приспособился к перевариванию мяса».
Доводы в пользу вегетарианства можно рассортировать так: одни апеллируют к этике, другие к физиологии, третьи - к философско-религиозным учениям. Первые – это доводы, касающиеся неприемлемости убийства животных ради пищи и умножения страданий в, и без того непростом, мире. «Физиологические» аргументы в большинстве своем псевдонаучны. Это убежденность в вегетарианской сущности человека: высшие-де приматы вегетарианцы (это не совсем так), в том, что мясо вредно для организма человека и его употребление в больших количествах может приводить к летальному исходу (а как же народы Крайнего Севера, у которых в наличии только мясо и рыба?). Перл про холодильники приведенный выше – из той же серии. В общем, околонаучные доводы наименее убедительны. Впрочем, кушать мясо три раза в день как это делают на Севере не очень хочется – все-таки не самая «легкая» пища. Тут видимо дело привычки.
Наконец религиозно–философские аргументы. Здесь рациональному уму разгуляться негде. Индуисты, последователи ведического учения, или зороастрийцы или… Вера и убежденность способны творить чудеса, и если эти люди говорят что им не нужно мясо – значит оно им не нужно. В этих воззрениях значим и все тот же этический аргумент, однако, наиболее общий для этих религий тезис: отказ от мяса – шаг к духовному совершенствованию, к преобладанию сознания над природой. Ведь определенные ограничения рациона характерны практически для всех религий (посты, специфические правила такие как кашрут и прочая и прочая). И, по всей видимости, здесь важен сам факт способности человека отказать себе в чем-то, контролировать себя, свою природу.
Позволю себе привести пару собственных, частных наблюдений. Зайдя в первый раз в вегетарианское кафе, я обратил внимание как много вокруг людей со здоровым цветом лица. Неужели мясо действительно так пагубно для человеческого организма? В этом меня так просто не убедишь, ведь еще Ф. Энгельс говаривал: «Наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг человека, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. С позволения господ вегетарианцев, человек не мог стать человеком без мясной пищи...». И тут я понял: дело не в том, что ты отказался от мяса, дело в том, что ты начал думать что есть, а что не стоит. Безусловно, став вегетарианцем, ты бросил пить и курить. Если уж решился на такой шаг – то нужно идти до конца и по возможности соблюдать режим питания.… Как сказал мне один авторитетный вегетарианец-индуист «…хотя бы частичное мясоедение – уже хорошо». Потому что с этим приходит культура употребления еды, избирательность и, опять же, способность контролировать свой рацион, сознательное самоограничение - для здоровья весьма полезно.
Кстати сказать, визит в вегетарианское кафе полезен (для мясоеда в том числе) и в познавательных целях: вегетарианское меню очень разнообразно и интересно. Пришло на ум такое бытовое объяснение: если имеется мясо, то можно просто приготовить его и подать с гарниром – всегда будет востребовано. А вот если этого привычного, можно сказать базового элемента нет – приходится крутиться и создавать разнообразие, необычные сочетания, делать все это максимально вкусным чтобы компенсировать отсутствие столь важного компонента рациона. Конечно это объяснение не ахти, какое верное, но все же имеет право на существование, как и все прочие мнения и домыслы относительно вегетарианства.

Давайте же прогуляемся по Петербургу, и посмотрим, в каком виде представлена вегетарианская кухня в нашем городе.

Кафе «Ботаника» ул. Пестеля д.7. Уютное, по-европейски лаконичное и аккуратное кафе, где чтят ведические традиции. Зал на 50 посадок, детская комната, терраса. На плечах посетителей, сидящих на террасе – зеленые пледы. Довольно респектабельное заведение. В меню: Закуски: тапенад (паштет из черных и зеленых оливок, вяленых томатов и специй, подается с багетом) - 120 руб., картофельные роллы-150руб. Супы - 150-170руб. Сэндвичи - 250руб. Горячее: запеканка «Гауранга» (картофель, домашний сыр, специи, зелень) - 180руб., овощи в сливочном соусе - 250 руб. Имеется также ряд позиций японской кухни. Чай: 17 сортов от 150 до 200 руб. за чайник (400гр).


«Кашмир» на Большой Московской - кафе «в индийском стиле» - как написано на визитке. «Кашмир» и оба Чайных Дома» - заведения, принадлежащие одной компании и похожие друг на друга. Разница – в меню. «Кашмир» более ориентирован на еду, «Чайный Дом» - на чай и кальян. Интерьер в заведениях яркий, с акцентированным этническим колоритом. По вечерам играют музыканты-импровизаторы. Говорят сюда заходят просто поесть, узнав, что кухня вегетарианская, настораживаются, но пробуют, и потом приходят еще и еще. Такая вот популяризаторская роль у «Кашмира». В меню: индийский бизнес-ланч из пяти блюд - 190 руб. «Дал» (горох, баклажаны, помидоры, зелень) - 120руб. «Агнихотра» (лимон, имбирь, рис, авокадо, киви и банан) - 190 руб. «Панир паратха» (лепешка с начинкой из мягкого сыра, зелени и специй) - 150 руб. «Шагисоякарри» (обернутый в пряный картофель соевый шницель) - 280 руб.


Кафе «Чайный дом» есть на Думской улице и на Рубинштейна. Можно и угостится чаем с десертом и кальяном и поесть («Пуало»- индийский плов с рисом «басмати», соевым мясом, кешью, овощами и паниром за 340 руб. «Самосу» - индийские пирожки по 130 руб.). Рекомендуется запастись как минимум 1000 рублей.


Кафе «Гауранга» (Лиговский пр., 17). Уникальное заведение – детище неординарного человека, который и готовит (и сыр и йогурт – все свое), и общается и музицирует. Зовут его Александр Симагин. Публика – в основном постоянные посетители. Домашнее заведение, хозяин которого стоит за стойкой и рассказывает тебе о Ведах и любви к ближнему, без которой невозможно правильно готовить. Приятно, что такое есть. Салат капустный -100 руб., запеканка «Гуаранга» - 110 руб., имбирный чай с лимоном и медом -50 руб. «Сабдж джагантах» (овощи с домашним сыром) - 230 руб.


«Троицкий мост» - это сеть бистро (Каменноостровский пр., 9, Кронверкский пр., 35, В.О. 6-я линия, 27, Загородный пр., 38, Крестовский Остров, Южная Дорога, 4/3) и одно гранд-кафе (или ресторан) на Загородном, 38. Очень просто и человечно. В ресторане салаты от 149 руб. («Капрезе» - моцарелла, помидор, базилик) до 329 руб .(листья салата, артишок, соус с трюфельной пастой), супы 119-129 руб., горячее - от 119 руб.(бифштекс из соевого мяса) до 249 руб. (тольятелли с рукколой и белыми грибами). В бистро цены и того гуманнее: щи по-валаамски-64 руб., суп-пюре из белой фасоли- 72 руб. греча с грибами в горшочке- 90 руб., лазанья с сыром- 98 руб.


Ресторан «Идиотъ» находится на набережной реки Мойки, в доме 82. Заведение, выпадающее из общего ряда. Это именно ресторан, небольшой (100 посадок разбросаны по помещениям так, что он выглядит небольшим), уютный, с интерьером выполненном в винтажной стилистике. Здесь вегетарианская кухня и рыбные блюда. Атмосфера петербургской старины (с налетом «достоевщинки»), иностранцы за столиками и, как следствие, цены не слишком низкие: паста - 360-530 руб., горячее: плов вегетарианский-220 руб., картофель с белыми грибами- 360 руб., пельмени с грибами - 280 руб. Салаты 250-480.


Приятного аппетита, и будьте здоровы!

Анонс новостей в нашем канале
zen Я.Дзен
Поделиться
Другие статьи
  Gastreet International Restaurant Show — 10 лет! О чём будет юбилейное событие? Gastreet International Restaurant Show — 10 лет! О чём будет юбилейное событие?
  Почему Пасха каждый год в разное время: объяснение и расчет даты Почему Пасха каждый год в разное время: объяснение и расчет даты
  Пост перед Пасхой в 2025 году: когда начинается, сколько длится и как правильно соблюдать Пост перед Пасхой в 2025 году: когда начинается, сколько длится и как правильно соблюдать
  Подборка быстрых рецептов, чем можно накормить гостей, если они вот-вот придут Подборка быстрых рецептов, чем можно накормить гостей, если они вот-вот придут
  Топ мест в Москве, куда можно сходить бесплатно на новогодних каникулах Топ мест в Москве, куда можно сходить бесплатно на новогодних каникулах
Комментарии
Написать отзыв
Авторизуйтесь, чтобы отмечать любимые рестораны, хранить историю посещенных мест, ставить оценки и писать отзывы
Для того, чтобы писать комментарии, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в