Обзор заведений с джазовой программой

1 января 1989

Филармония джазовой музыки
Jazz club JFC
Ресторан «Муха-цокотуха» Neo Jazz Club
Jazz & Френия
Клуб-ресторан «Гравицапа»
Арт-кафе «Сундук»
Арт-кафе Palitra


Филармония джазовой музыки

Появлению Филармонии джазовой музыки предшествовало открытие Давидом Голощекиным джазового кафе в 1987 году во Дворце моряков. Обычно в первом отделении выступал его ансамбль, затем в течение 20-30 минут посетители смотрели по видеомагнитофону редкие записи американских джазовых музыкантов, а во второй части вечера на сцену выходили музыканты из Петербурга и других городов.

Филармония джазовой музыки открылась 1 января 1989 года на Загородном проспекте в помещении бывшего кинотеатра «Правда». В партере были установлены столики, а в фойе открылся бар с напитками. Прежде чем стать Филармонией, заведение сменило два названия - Джазовый центр и Дикси-свинг-клуб. «Я понимал, что мы открыли не просто клуб..., - рассказывает Д. Голощекин в интервью известному музыковеду В. Фейертагу. - Дело в том, что слово «клуб» было превратно понято нашей публикой. Она посчитала, что можно вести себя слишком раскованно, ходить по залу и громко разговаривать во время музыки, танцевать, когда это не предполагается программой, короче, создавать клубную атмосферу в представлении светского человека. Мы поняли, что переросли клуб:Мы являемся бюджетной концертной организацией, на полном содержании города:Джаз не окупается. Нельзя делать дорогие билеты, и у нас демократизм во всем, никакой фешенебельности, как в ночных клубах, где развлекается богатая молодежь. Джаз не терпит роскоши». В Большом зале на первом этаже (180-200 посадочных мест) концерты проходят со среды по воскресенье включительно. В Эллингтоновском зале - на, 40 посадочных мест - музыканты выступают, обычно два раза в неделю. Стоимость входного билета варьируется от 160 до 300 руб. на концерты в Большом зале для студентов действует 50% скидка.

«Вряд ли сегодня удастся точно установить, когда появился термин «свинг». Обычно ссылаются на тему Дюка Эллингтона 1932 года «It Don't Mean A Thing If It Ain't Got That Swing» (в буквальном переводе - «Это не имеет смысла, если нет свинга»), в название которой вошло это слово. Утверждают также, что одной английской частной радиокорпорации не нравилось слово «джаз». И дикторы называли музыку танцевальных бэндов «свингом»:Как бы впоследствии ни трактовали термин «свинг» (а это понятие оказалось существенным почти для всех стилей джаза), во времена танцевального бума между двумя мировыми войнами им характеризовали некое ритмическое напряжение, «раскачивающее» музыку и публику. Разумеется, не все танцевальные оркестры могли называться свинг-бэндами, но мода на них была столь велика, что целое десятилетие (с 1935 по 1945) в истории джаза принято называть «эрой свинга». Джаз стал самой популярной музыкой Америки, он почти полностью «оккупировал» радиопрограммы и студии звукозаписи. Не случайно первый голливудский звуковой фильм назывался «Певец джаза» (1929):.Когда во второй половине 1940-х гг. закончилась «эпоха свинга», на плаву удержались только те оркестры, которые обладали :собственным звучанием и незабываемыми хитами. Но теперь бэнды уже не играли на танцах, а разъезжали с концертами по всему свету и записывали пластинки не с танцевальной, а с концертной свинговой музыкой».
Из книги В.Фейертага «Диалог со свингом».

Из книги В.Фейертага «Диалог со свингом».

«Наша публика находится в нормальном интерьере: за столиками, на которые ты ничего не обязан ставить, а если захочешь - что угодно, у нас есть все, от стакана воды, сока», - продолжает Д.Голощекин в том же интервью. Но столики в зале Филармонии, вместо рядов кресел, - не приглашение к общению, а только лишь более комфортные условия для зрителей. Во время выступления музыкантов здесь не принято разговаривать, свободно пересаживаться с места на место, - в это заведение приходят, прежде всего, слушать джаз. Личные впечатления от посещения Филармонии остались размытыми, двойственными. Между столиками лавируют официанты из бара, придавая заведению сходство с клубом. А царящая здесь атмосфера заставляет выпрямить спину, «надеть» на лицо серьезное постное выражение и послушно хлопать, вне зависимости от того, нравится ли тебе происходящее или нет. И тут, к слову об отличии Филармонии от клуба, хочется привести одну историю, приключившуюся несколько лет назад с одним моим знакомым. Оказавшись на одном из концертов, он имел неосторожность ответить на прозвучавшие со сцены слова, недвусмысленно намекавшие, что среди присутствующих никто не разбирается в джазе. После чего был с позором выгнан из зала...

«Я думал, что к нам придут те самые люди (теперь уже бородатые и седовласые), которые бывали на наших полузакрытых концертах. Какая-то часть публики именно такой и оказалась, но появились и новые персонажи. Мы столкнулись с абсолютно незнакомой аудиторией. В основном, как ни странно, это была молодежь, которая в конце 80-х гг. увлекалась рок и поп-музыкой. Эта публика сохранилась и по сей день - студенты, университетская публика, консерваторская. Конечно, много интеллигенции. Еще одна категория слушателей - это те, которые приводят к нам гостей города, - рассказывает Д. Голощекин». Что касается музыкального направления, то в Филармонии, с момента открытия и по сей день, звучит только классический джаз (диксиленд, свинг, бибоп, хард-бопр, блюз, босса-нова). В одном из интервью Голощекин охарактеризовал себя, как «абсолютного традиционалиста и консерватора». В штате филармонии работают два коллектива - Ленинградский Диксиленд Олега Кувайцева и ансамбль Д.Голощекина.


Jazz club JFC

В этом апреле отметил свой десятилетний юбилей. Создатели клуба - Компания JFC (Joint Fruit Company) и Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация «Новый Джазовый Клуб». Главное направление деятельности JFC - поддержка новых тенденций в мире джаза и популяризация этого направления. Арт-директор клуба - джазовый пианист и композитор Андрей Кондаков. Ежегодно клуб проводит два мероприятия - «Фестиваль гитарного джаза» и «Джазовая весна в Санкт-Петербурге». JFC сотрудничает с джазовым музыковедом и продюсером В. Фейертагом, с президентом джаз клуба «Квадрат» Н.Лейтесом, с арт-директорами московских клубов «Дом» (Н.Дмитриев) и «Ле Клуб» (И.Бутман), с организаторами фестиваля С.Курёхина. В акциях JFC неоднократно принимал участие Давид Голощёкин, художественный руководитель «Джаз-филармоник-холла».

Последние годы в клубе проходят латиноамериканские среды с участием кубинских музыкантов. В стенах JFC стали популярными эйсид-джаз группы «Doo Bop Sound» и «Soft Emotions», а также джаз-рок составы «Bright» И.Тимофеева, «Funky Town» С.Тарусина, ансамбль саксофониста М.Костюшкина, хард-боповские ансамбли «Экстра-трио плюс» с саксофонистом Е.Стригалёвым, барабанщиком А.Машиным, басистом Г.Воскобойником, а также состав трубача А.Беренсона, вокальный ансамбль «Дайджест». В клубе также выступают и известные московские музыканты - С.Манукян (вокал), А.Ростоцкий (электробас), Я.Окунь (рояль), А.Герасимов (саксофон) и т.д. В разное время на сцене джаз клуба играли Эдди Гомес (контрабас), Ленни Уайт (барабаны) совместно с пианистом А.Кондаковым и саксофонистом И.Бутманом, ансамбль трубача Ренди Брекера, саксофонисты Кортни Пайн, Гарри Барц, гитарист Пол Боллинбек, джазовые вокалисты - Санни Самптер, Дениз Перье, Напуа Девой, звезды нового джаза - барабанщик В.Тарасов, певица Саинхо, пианист В.Ганелин, саксофонисты Нэт Ротенберг, Кашеван Маслак и многие другие.

Помещение клуба около 100 кв. м. В воскресенье здесь оказалось не протолкнуться. Люди предусмотрительные заказали столики заранее (100 руб. входной билет и 50 руб. - бронь столика), на долю остальных досталось небольшое пространство по периметру от посадочных мест. Однако, несмотря на тесноту, атмосфера в клубе царила самая демократичная и доброжелательная: интеллигентно толкаясь, народ заказывал выпивку в баре и наслаждался музыкой. Среди слушателей мы встретили и музыкантов, выступавших в «Мухе-цокотухе» (Neo Jazz Club), и студентов, и серьезного вида бизнесменов в костюмах со сбившимися набок галстуками. Кстати, в отличие от остальных заведений с вечерней джазовой программой, JFC работает только с 19 до 23 часов, и в меню заведения представлены исключительно напитки и снэки.


Ресторан «Муха-цокотуха» Neo Jazz Club

В далеком 1993 году этот ресторанчик назывался «Галерея Крунк» (крунк - журавль, арм.). В 1998 году название сменилось, еще через год ресторан был реконструирован и переименован в «Муху-цокотуху». Тогда же впервые и возник вопрос о музыкальных вечерах. В результате родилась программа «Джаз по пятницам». «Эта идея появилась благодаря Владимиру Фейертагу, который помог воплотить ее и некоторое время выступал у нас с лекциями о джазе», - рассказывает Мамикон Акопян, директор и владелец «Мухи-цокотухи», известной также под названием Neo Jazz Club. Из ныне здравствующих заведений, где выступают джазовые музыканты, «Мухе-Цокотухе» принадлежит третье место по старшинству после Джазовой филармонии и JFC.

«Живая музыка» здесь звучит постоянно - в любой день недели, после 20 часов. По будним дням входной билет обойдется в 60 руб., а в пятницу и субботу - в 80-100 руб. Но если вы хотите послушать классический джаз, рекомендуем предварительно уточнить программу. Потому что она «разбавлена» blues, latin, pop rock и французским шансоном. В ресторане, расположенном в подвальном помещении, работают два зала на 40 посадочных мест. В первом находится небольшая барная стойка, в нише второго зала - сцена. Поэтому, если вы собираетесь вести задушевные разговоры, то лучше выбрать столик у входа в ресторан. Интерьер «Мухи-Цокотухи» не отличается смелыми дизайнерскими решениями: все довольно просто и обычно - встроенный аквариум, кирпичная кладка за спинами музыкантов, тепло-желтая цветовая гамма стен:Зато меню представляет собой настоящий талмуд, в котором представлены блюда кавказской, русской и европейской кухни: и люля-кебаб, и блины с икрой, и греческий салат. Закуски - 55-150 руб., салаты - 125-150 руб., горячие блюда - 125-250 руб., десерты - 55-100 руб., кофе - 30-50 руб. В ресторане собирается, в основном, посетители в возрасте 30-50 лет. Хотя на молодежные команды может придти публика помоложе. «У нас такое расположение, что случайных посетителей, которые проходили по улице и решили заглянуть, практически не бывает, - отмечает директор заведения. - Но все-таки в наш ресторан приходят, прежде всего, покушать. И бывает очень тяжело подобрать музыкантов, которые соответствуют месту, являются достаточно популярными, играют небольшим составом и не очень громко».


Jazz & Френия

В полуподвальном помещении клуба открыты три зала на 130 посадочных мест. Первый - узкий и длинный - напоминает подвал старинного замка: маленькие подсвеченные ниши в стенах, фрагменты кирпичной кладки, сводчатый потолок:Вдоль стен - столики и светильниками с абажурами из кусочков цветного стекла. Для тех, кто желает уединиться - столик в нише на 10 мест, отгороженной от мира «Джаз и Френии» бамбуковой занавеской, рядом с барной стойкой. Маленькая сцена размещена в конце зала. Второе помещение оформлено совсем в другом стиле - светлое, с зеркальной стеной, маленькими театральными мизансценами в стеклянных шкафах и большими столами с поверхностью из зеленой плитки. В предыдущем интерьере японские мотивы в оформлении были куда как заметнее, теперь они почти неуловимы. Здесь находится суши-бар.

В меню представлены блюда европейской и восточной кухни: закуски - 25-130 руб., салаты - 60-155 руб., супы 60 - 100 руб., горячее - 90-190 руб., десерты - 45-110 руб., чай, кофе - 30 - 170 руб. Восточная кухня включает суши (45-110 руб.), ролы (45-125 руб.), сашими (120-195 руб.), спайсы (50-95 руб.). В наше посещение Jazz & Френия была практически пустой, - занятыми оказалось всего пять столиков, посетители - в возрасте от 30 до 45 лет. Но, несмотря на столь малую загруженность, обслуживающий персонал своим присутствием не обременял, предоставляя гостям возможность в течение получаса читать меню. Правда, когда пришлось напомнить о своем присутствии, у нас вполне дружелюбно приняли заказ.

«Появившись на юге Соединенных Штатов в виде полуимпровизационного городского фольклора, культивируемого афро-американцами, джаз быстро превратился в одну из важных составляющих американской культурной жизни:Путь джаза «наверх» был непростым - приходилось преодолевать многие пуританские предрассудки, социальные и расовые барьеры, но к середине 1930-х гг. стало очевидно, что джаз - не модная музыкальная новинка, а полноправное, увлекательное концертное и студийное искусство: К концу века:джаз присоединил все, что прямо или косвенно было связано с импровизационностью (фольклор), мощным ритмическим напряжением (рок) и новыми танцевальными ритмо-формулами (латиноамериканские танцы). Расширение самого понятия «джаз» нравилась далеко не всем и ... поначалу появление новых стилей (например, свинга, бибопа, фри-джаза, джаз-рока) напоминало маленькую революцию:». Из книги В.Фейертага «Диалог со свингом».

С 21 по 23 часов в клубе звучат джазовые аранжировки, композиции в стиле blues, pop, rock, rock-n-roll. Стоимость билета - 60 руб. Дополнительно, по пятницам и субботам, введена вторая программа «Джаз после полуночи» - с 23.30 до 01.30 часов. В этом случае посетителям предстоит оплатить 100 руб. Постоянно сотрудничают с Jazz & Френией, по словам Любови Бырышниковой, арт-директора заведения, около 15-20 групп. Среди них - Jack Daniels, Forrest Gump, Black Magic, Ledi Soul, Дядя Миша и Ко, инструментальный квартет под управлением О.Гребенникова, клавешник П.Альбрехт, «Лунная бухта», дуэт «Диез» и т.д. Практически все участники программы - музыканты из Петербурга, реже - из пригорода. Как говорит Любовь Барышникова, «наша публика - солидные люди от 27 до 60 лет. Около 30% из них - постоянные посетители, которых мы уже знаем в лицо и по именам. Нередко заглядывают иностранцы». По словам арт-директора, приблизительно 50 процентов гостей приходят послушать программу, заказывая кофе, для другой половины посетителей на первом месте - еда, а музыка интересует, как фон.


Клуб-ресторан «Гравицапа»

New Jazz Club «Гравицапа» открылся в 2001 году, в помещении бывшего «Адмирала». Интерьер нового заведения был сделан по мотивам фильма «Кин-дза-дза». Чугунные абстракции с картинками на кирпичных стенах, лампочки в стеклянных «стаканах», кирпичная кладка, - одним словом, полная гравицапа:(как считает Владимир Дегтярев, коммерческий директор заведения, «гравицапой» может быть, что угодно: от навороченного джипа до официантки с цокающими каблучками). В подвальном помещении открыты три зала на 50 посадочных мест: при переходе из одного в другой освещение становится все более интимным. Самый светлый - у входа, рядом с барной стойкой, а самый темный - последний, где и выступают музыканты. Вход на концерт стоит 50 руб., за исключением вторника и воскресенья. Правда, по словам Владимира Дегтярева, никто не будет с вас брать деньги за программу, если вы зашли поужинать и неожиданно попали на выступление музыкантов, - кушайте на здоровье в другом зале. А будет желание - можете сами вознаградить музыкантов. Кстати, наш «рабочий визит» в «Гравицапу» пришелся как раз на вторник. Опоздав на начало выступления, мы заняли позицию за столиком в самом дальнем зале. И каково было же наше удивление, когда официантка, приняв заказ, вернулась минут через 15 и попросила заплатить за концерт все те же 50 руб. Впрочем, надо отдать ей должное, - после того, как мы достали гравицаповскую афишу, официантка извинилась и удалилась:

В меню заведения - блюда русской и европейской кухни: закуски - 65-110 руб., горячее - 100-340 руб., десерты - 50-70 руб., чай, кофе - 10-80 руб.. Снэков в меню нет, но если спросите у официанта - найдутся:Джаз в программе заявлен с первых дней открытия заведения. Правда в афише «Гравицапы» почти постоянно одни и те же имена: О.Абдуллина и Ко, А.Прудников, Jazz MONSTERS, Jazz STUDIO С.Антонова, джаз-клуб «Квадрат», Джерри Ким и Со. Хотя, как говорит коммерческий директор клуба, «у нас упор сделан на кухню и наши посетители, прежде всего, приходят покушать». По его словам, здесь не встретишь студентов с кружками , публика «Гравицапы» обеспеченные люди среднего возраста.


Арт-кафе «Сундук»

Каждый вечер, с 20.30 до 23 часов в кафе звучит музыкальная программа. Для джаза отведено - два-три вечера в неделю. В остальные дни - spanish party, оригинальные композиции, популярные мелодии, классическая гитара, фламенко, французский шансон. Прочитав афишу «Сундука» на месяц хочется воскликнуть: «Ба! Знакомые все лица!». Ведь здесь выступают все те же музыканты: дядя Миша и Ко, Ирина Зубарева и Юрий Силкин, Т. Толстова и М. Ляпко, группы «Black Magic», «Sweet Little 60-е» и пр. Стоимость билета на вечернюю программу - 80 руб. Однако посетители некурящего зала могут услаждать свой слух бесплатно, поскольку с этого места музыканты не видны. Всего в «Сундуке» работает три зала (плюс VIP зона) общей вместимостью на 70 посадочных мест. В меню представлены блюда русской и европейской кухни: салаты - 60-200 руб., горячее - 100-400 руб., десерт - около 70 руб., кофе - от 35 руб. Бронирование столика - бесплатно. По словам администратора заведения, арт-кафе нередко посещают иностранцы, а средний возраст посетителей составляет порядка 35 лет. Причем, в «Сундуке» джазовая программа - приятный фон для ужина, - здесь, как правило, не сидят с кружкой весь вечер...


Арт-кафе Palitra

Осенью этого года кафе отпразднует трехлетний юбилей. Музыкальная программа в заведении проходит каждый день - с 20.30. Основное музыкальное направление - джаз (blues). Кроме того, в стенах «Palitra» звучит soul, pop rock, spanish party, фламенко, ретро-инструментал, фламенко, латин. Всего в арт-кафе открыто три зала на 59 посадочных мест. Одно из украшений интерьера - выставка-продажа картин петербургского художника. В меню представлены блюда русской и европейской кухни: салаты - 60-200 руб., горячее - 130-500 руб., кофе - от 45 руб. Стоимость музыкальной программы включают в счет (80 руб.), за исключением гостей арт-кафе, которые сидят за столиками зала, откуда музыканты не видны. «У нас собирается очень разнообразная приличная публика, - говорит Елена Кофтова, директор арт-кафе Palitra. - Основной возраст посетителей - 35-40 лет. Мы делаем акцент на кухню, а музыка служит дополнением. Конечно, на программу приходит и молодежь, которая заказывает только с фисташками, - никто не будет возражать, хотя мы и заинтересованы в том, чтобы люди побольше ели».

Анонс новостей в нашем канале
zen Я.Дзен
Поделиться
Другие статьи
  Gastreet International Restaurant Show — 10 лет! О чём будет юбилейное событие? Gastreet International Restaurant Show — 10 лет! О чём будет юбилейное событие?
  Почему Пасха каждый год в разное время: объяснение и расчет даты Почему Пасха каждый год в разное время: объяснение и расчет даты
  Пост перед Пасхой в 2025 году: когда начинается, сколько длится и как правильно соблюдать Пост перед Пасхой в 2025 году: когда начинается, сколько длится и как правильно соблюдать
  Подборка быстрых рецептов, чем можно накормить гостей, если они вот-вот придут Подборка быстрых рецептов, чем можно накормить гостей, если они вот-вот придут
  Топ мест в Москве, куда можно сходить бесплатно на новогодних каникулах Топ мест в Москве, куда можно сходить бесплатно на новогодних каникулах
Комментарии
Написать отзыв
Авторизуйтесь, чтобы отмечать любимые рестораны, хранить историю посещенных мест, ставить оценки и писать отзывы
Для того, чтобы писать комментарии, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в
Афиша фильмов и все кинотеатры Москвы Присоединяйтесь к нам в