Откуда мысль о том, что роль паба в жизни завсегдатая именно такова? Давайте разбираться. Вообще слово паб (pub) очень популярно. «Зашел в паб» - звучит не идентично хрестоматийному «Пиво пил…». И пабы появляются как грибы после дождичка, а вот, наполнение понятия «паб» пока еще не слишком однозначно, несмотря на количество статей по теме. В этой статье попробуем хоть как-то обобщить впечатления, опыт, мнения – собственные, почерпнутые из всевозможные источников, и сообщенные уважаемыми экспертами. «Экспертиза» в данном случае весьма условна. Просто из многих бесед на тему, я счел возможным выделить две особо информативных и ссылаться на них в тексте статьи. Итак, в качестве экспертов выступили видные представители заинтересованной общественности: первый – один из форвардов пабного бизнеса, пожелавший остаться инкогнито, но сообщивший массу важных сведений, его мнение буде просто обозначено как «мнение эксперта». Второй – шоумен, продюсер, Dj много работающий с пабами, и в конце-концов завсегдатай и ценитель Дан Шувалов.
Начнем, однако, с азов. Паб – pub -public house - публичное заведение. Этот формат заведения особенно распространен в первую очередь на территории Объединенного Королевства, а также в Австралии, Канаде, Новой Зеландии. В первую очередь слово «паб» ассоциируют с Англией и Ирландией. Пабы специализируются на продаже пива. Как сообщает уважаемый эксперт и ряд источников – в классическом пабе не едят. Гостям могут предложить снэки – закуски к пиву, маринованные яйца с чипсами (Специфическое блюдо. В пабе «Диккенс» стоит 50 рублей). В некоторых пабах имеется отдельное помещение для еды. Трактовка этой традиции была предложена экспертом: употребление еды - это несколько интимный процесс, который не принято выносить на обозрение публики собравшейся чтобы пообщаться. Пабы где еда – нормальное дело, называются «гастро-пабами». Или же просто «пабами», только отечественными. В российских пабах еда присутствует всегда – адаптация к местным условиям. Интерьер паба винтажно-деревянный - это признак «традиционнности». Забегая вперед можно заметить, что в Англии имеются пабы, существующие не одну сотню лет, и именно там, основанная на богатейшем историческом опыте, формировалась пабная культура. Атмосфера паба – демократичная, владелец, бармен (а часто это одно лицо) знаком с большей частью посетителей (потому что большая их часть – постоянные гости), а гости знакомы друг с другом. Мнение Дана Шувалова – в пабе должно быть 70 процентов постоянных гостей. Когда приходишь в паб – с тобой здоровается большинство присутствующих. Заказы обычно принимаются у стойки – в зале нет официантов.
Как известно в Санкт-Петербурге имеются английские и ирландские пабы. Разница между ними минимальна: в ирландских пабах в интерьерах активнее используется зеленый цвет, в английских – более выражена викторианская чопорность. Национальный колорит создается за счет всевозможных мелких атрибутов: картинок (наличие которых является одним из важнейших элементов), флагов, статуэток и прочих декоративных элементов, содержащих четкие идентификационные признаки: Англия или Ирландия.
Сразу же парочка примеров.
Кстати, о народном признании, голосованиях и конкурсах. В одной из бесед представителями пабного бизнеса было озвучено мнение, которое приводится как экспертное: «Обращение к организаторам конкурсов и составителям рейтингов: нельзя забывать о том, что в одной категории с пивными ресторанами пабы участвовать категорически не могут. В ресторанах оценивается сервис, обслуживание, подача, блюда и прочие, специфически ресторанные атрибуты. Паб, где заказы принимаются у стойки, а еда факультативна, оказывается в изначально проигрышном положении. Просто потому что паб – не ресторан и мерки ресторана к нему не применимы». А что в первую очередь оценивает посетитель паба? Атмосферу … Паб – это не только место, это – отдельная социальная ниша».
Сразу же хочется остановиться подробнее на атмосфере. Из разговора с Даном Шуваловым:
- Паб – это второй дом для усталого мужика, это не формат питейного заведения, это…
- Социальное явление?
- Точно!
Из всех этих цитат, да и из предыдущего текста следует вывод – интерьер подчеркивает традиционность и создает уют, обширная пивная линейка – для удовлетворения тонкого вкуса ценителей, но главное-то в пабе – атмосфера. Ее интуитивное ощущение. И формирует ее во многом публика. Владелец может открыть заведение и если оно будет хорошим, то привлечет «правильную» публику, ту которой это заведение и нужно. Если в заведении все будет хорошо работать – публика останется, и будет ходить постоянно, и вот только тогда можно будет говорить о «правильном пабе». Такая вот общая схема. Опять к мнению Шувалова: «В пабе не должно быть навязчивых развлечений».
Другие примеры – «Tara Brooch / Тара Бруч» тоже развеселое, большое заведение. Там четыре зала примерно на 200 посадок, но вечером народу больше. Из дополнительных предложений – пользующиеся большим спросом: шашки, шахматы, дартс. Много постоянных клиентов – шумных и жизнерадостных. 16 сортов разливного пива: Гиннес, Килкенни, Харп, Спитфайр по 198 рублей за пинту, несколько сортов – чуть дешевле. Солянка, щи, ирландский сливочный суп – 148 рублей. Ребра, крылышки – 298 рублей, ирландское рагу – 268, утиная грудка с овощами – 398.
Упомянутые в статье характеристики паба конечно же не относятся к национальному английскому колориту. Они универсальны. Почему наиболее ярко проявляются в английских и ирландских пабах… Возможно дело вот в чем.
Когда говорят, что Англия очень традиционна, обычно подразумевают старомодные шлемы у полицейских, и королеву-мать в старомодном же авто, то есть внешние признаки «старого доброго». Копнем глубже: многие новые веяния появившиеся на туманном Альбионе очень быстро становятся традицией и расходятся по всему миру, будь то музыкальный стиль, молодежная культура или модное течение. Видимо у консервативных англичан такая уж привычка: все должно иметь законченный вид, быть на своем месте. Культурный феномен оттачивается, доводится до рафинированного, эталонного состояния, и потом это состояние называют традиционным. Так и получилось и с пабом – исключительно качественным форматом заведения.
Есть, конечно же, нюансы. Как уже отмечалось, слово «паб» стало модным. И «деревянный» интерьер тоже весьма популярен. В итоге появляются заведения называющиеся пабом, но, по каким-либо причинам, не соответствующие этому названию. Иногда – есть все характеристики паба кроме главной: публики создающей свой микросоциум, впрочем это может быть и болезнью роста. Иногда есть только вывеска и интерьер, но нет ни понимания специфики формата со стороны персонала, ни адекватной публики. Цитата от девушки-бармена из паба, называть который не буду (я подошел к стойке, чтобы сделать заказ): «Молодой человек, сядьте, к вам подойдет официант, и все нормально закажете». Впрочем, это курьез и не более. Эксперты сходятся во мнении, что большинство пабов являются именно пабами, и количество людей, готовых стать их гостями вполне соответствует числу предложений. Поэтому, для того чтобы найти «свой» паб нужно не просто следовать рекомендациям и рецензиям, нужно выбрать понравившееся заведение, стать его постоянным гостем и попытаться (извините за высокопарный слог) вдохнуть в него душу . Потому, что кроме гостей, и именно постоянных гостей этого не сделает никто. Ведь конце-концов – так приятно не изменять привычкам…