Пиву уделяется огромное внимание. Фестивали, музеи, бесчисленные «профильные» заведения. В Интернете – множество тематических сайтов и форумов для любителей пива. Есть и сайты, материалы которых призваны развенчать славу этого напитка. В любом случае делают они одно общее дело – транслируют, создают, еще раз обращают внимание общественности на целую систему образов и мифов, связанных с пивом. Прилагательное «пивной» («пивное», «пивная») используется в очень многих сочетаниях – это и пивная музыка и пивная атмосфера и даже специфический пивной алкоголизм. Последнее, конечно, выпадает из общей картинки – мечтательную улыбку у любителя пива не вызовет, и что еще более важно, не входит в объем родового понятия - «пивная культура». Конечно же, точного определения не существует. Нет законченного списка признаков и характеристик. Но при этом на интуитивном уровне совершенно ясно - пивная культура есть. Современные концепции, описывающие понятие «бренд» учитывают то, как потребитель идентифицирует себя, какой образ связан с потреблением того или иного продукта, каков наиболее подходящий фон для этого образа. Так и пивная культура превращает процесс употребления хмельного напитка в своего рода театрализованное действо. Есть декорации (интерьер паба, пивницы, немецкой пивной), есть некий общий сценарий (мифы и легенды, анекдоты и байки) – из всего этого вытекает роль, которая пусть подспудно, но влияет на поведение, наряду с процентной долей этилового спирта. Употребить пиво в качестве напитка «no name» - это одно, а вот окунутся в своеобразную атмосферу, мирок в котором все можно описать словами «старый добрый», «традиционный и качественный», «простой и уютный» - это совеем другое. Именно простота, традиционность, неизменность – это наиболее стабильные атрибуты всех вариаций на тему «пивной культуры», а значит и наиболее привлекательные. Что в общем–то и понятно - именно неизменности простоты и открытости сейчас многим не хватает. Пивные заведения (все те же пабы, пивницы, бары и пивные рестораны) по-разному интерпретируют и подают «пивную культуру» публике. Условно можно выделить два пути – апелляция к уже традиционным, национальным формам, или попытка создать что-то новое. В большинстве случаев новаторство заключается в более или менее самобытной интерпретации все тех же традиционных форм или просто в их смешении. Национальные варианты - это в большинстве случаев Англия (шире – Великобритания, включая Ирландию и Шотландию), Чехия, Германия. Реже – США и обыгрывание темы ковбоев, байкеров и прочих колоритных заокеанских типажей, которые тоже обычно ассоциируются у нас с употреблением пива. Новаторство в пивных заведениях второго типа обычно заключается в специфичности интерьера, фирменного стиля – то есть визуального ряда. Многие заведения не создавая нового и не воссоздавая никакого из традиционных стилей, делают некий упрощенный вариант – стилизацию под все сразу. Важно отметить что «новаторские» пивные заведения часто оказываются в некотором смысле традиционнее традиционных. Так, например, в английском пабе можно создать замечательный интерьер, повесить несколько уместных портретов и этим ограничиться. Однако специфика любого паба (да и пивницы, и немецкой пивной) не только в интерьере. Здесь важна специфическая система отношений между посетителями которые обычно знают друг-друга и приходят в заведение просто провести время, а также между хозяевами и посетителями. Пивное заведение (вернее некий его идеализированный вариант) – это малый бизнес, в котором хозяин знает клиентов и дистанция между ними не шире барной стойки. В этом смысле заведение не являющееся пабом по интерьеру может быть пабом по сути, что можно иногда наблюдать в окраинных районах города. Есть еще один тип носителей «пивной культуры» - это музеи пива. Для них важнее исторические реалии, а не идеализированные типажи. В этом смысле они специфичны и подробнее о них будет уместно рассказать в одной из последующих статей посвященных «пивной культуре» в Санкт-Петербурге. В этот цикл статей войдут обзоры заведений с национальной тематикой (отдельно по каждому направлению) и обзор заведений с новаторским подходом к трактовке «пивной культуры».