Не так давно еще во всяком порядочном обществе осудили бы строго молодую девушку, пьющую вино за столом не по причине болезни, и ни одной хозяйке не пришло бы в голову потчевать девушку вином, иначе как шампанским или лакрима кристи *, для поздравления.
Нынче же, когда мы, русские, по словам новых людей, слились с Европою и сделались подражателями американцев (к сожалению, более в дурном, чем в хорошем), молодые женщины, стремясь к правам мужчины, нисколько не стыдясь, пьют вино за столом, без церемонии протягивая рюмку лакею. Быть может, это шаг к усовершенствованию, мы не спорим, что верно то, что нововведение это вкралось в ущерб женской красоты и скромности.
5. Порядок обеденной подачи блюд бывает весьма различен, смотря по роду обеда. Например, на званых парадных обедах суп никогда не разливают на столе, а лакеи разносят его в тарелках на больших подносах, и каждый гость ставит перед собою наполненную супом (potage) тарелку сверх той мелкой, которая стоит у его прибора. Дуть для прохлаждения слишком горячего супа никогда не должно; это просто отвратительно и до крайности по-мужицки. Надобно дать супу остывать постепенно, слегка помешивая столовой ложкой и не прекращая для этого занятия начатого разговора.
Многие имеют дурную привычку опускать в суп кусочки хлеба; это неопрятно и очень тривиально.
Если хозяйка или хозяин разливают суп за столом и прислуга ошибкою пропустила очередь кого-нибудь из гостей, подав его соседу, то сосед этот, заметив неисправность, должен немедленно предложить свою тарелку, если, разумеется, он не начал уже есть суп. В таком случае он может тихонько предупредить слугу об его ошибке, стараясь, чтобы хозяйка не заметила неисправности, так как всякий малейший промах прислуги бросает тень на ее хозяйственность и уменье управлять людьми, находящимися у нее в услужении. Хорошо организованное хозяйство есть предмет гордости той, которая им орудует. Как же не страдать ее самолюбию, если гости имеют причины роптать на неисправность?
В домах средней руки, где держат небольшое число прислуги, гости часто принуждены передавать друг другу тарелки, на которые хозяйка или хозяин накладывает кушанье из общего блюда; при такого рода услуге никогда не должно ставить на свой прибор наполненную тарелку, если соседи еще не получили свою долю, и в таком случае из учтивости следует предложить им свою тарелку.
Этот способ передачи кушанья между гостями несколько стеснителен, так как возбуждает невольно легкие дружеские споры. Каждый гость, в свою очередь, не хочет уступить любезному соседу в вежливости, между тем кушанье стынет, и обыкновенно хозяевам же приходится разрубать эти гордиевы узлы какой-нибудь ловкой шуткой. Впрочем, так как подобное патриархальное обыкновение имеет место только между самыми короткими знакомыми, то и споры не должны быть продолжительны, тем более что поистине они не обнаруживают даже и большой светскости и могут считаться провинциализмом, неприятно – стесняющим тех, кто смотрит такие услуги как на простую учтивость в отношении хозяев, а к тому же превышают веселые разговоры или занимательные рассказы прочих гостей.
6. Если в тарелку с кушаньем попался волос, насекомое, щепочка, перышко или что другое подобное, возбуждающее невольное отвращение, то из вежливости к хозяевам, стараясь не поранить их самолюбия следует тщательно скрыть неприятность впечатления и незаметным образом передать тарелку прислуге, предупредив шепотом о неисправности, в особенности, если в кушанье попало стекло или булавка. Впрочем, так как процедура такого рода при всей вашей ловкости и находчивости не всегда может удаться, особенно в интимном обществе, где глаза хозяев преимущественно на вас обращены, всего лучше вынуть бережно и опрятно посторонний, нечаянно в блюдо попавшийся предмет и так же незаметно для других опустить его на пол.
7. Иногда беспечный слуга подает тарелку дурно вымытую, и многие люди, привыкшие к особенной опрятности в своем хозяйстве, брезгают есть на посуде, нечисто вытертой, но чтобы не вводить в замешательство хозяйку, не следует вытирать тарелку своей салфеткой, а должно, как сказано выше, передать тарелку слуге, шепнув ему осторожно: «Нечиста» или: «Перемени». Быть может, внимательные хозяева и заметят ваше действие, но в присутствии других гостей не обнаружат своего неудовольствия прислугой, а вам будут очень благодарны за деликатную сдержанность. Впрочем, не только в провинции или в крайне бедных хозяйствах, но мы сами знаем в блестящем нашем Петербурге дома слишком небедные, проживающие от двадцати пяти до тридцати тысяч в год, где хозяйственный цинизм доведен до nec plus ultra - и где поневоле приходится быть неучтивым, тщательно вытирая салфеткою, даже при помощи воды из графина, тарелки, подаваемые гостям в самом омерзительном виде. В таком самодурном доме, составляющем исключение едва ли не из всех дряннейших домов всего Петербурга, правило, выясненное нами сейчас только, никогда практиковано быть не может по той простой причине, что приказание ваше дать вам чистую тарелку, ложку или вилку никогда не исполнится идиотами слугами, не понимающими даже, что такое чистота и опрятность.
8. Окончив кушать, кладут свою ложку или ножик с вилкой на тарелку, для того чтобы слуга мог заменить их чистой парой, но в некоторых домах за недостатком приборов в хозяйстве принято подавать каждому гостю хрустальные или фарфоровые дощечки на ножках, на которые кладут свой ножик и вилку, обтерев их предварительно о хлебную корочку, оставляемую на тарелке. Прямо же на скатерть во всяком случае не должно их класть, и если случится вам быть в гостях у хозяйки до того беспечной, что даже предохранительных нами указанных подставочек в хозяйстве не найдется, вы, как человек привычный к аккуратной и опрятной сервировке у себя дома, отрежьте ножом корочку хлеба без мякиша и, положив ее возле своего прибора, замените ею отсутствующие подставки.
Само собою, разумеется, что все это следует делать самым естественным и спокойным образом, между разговором и, не придавая своему действию никакого значения.
10. Не следует выбирать куски на блюде, а брать наудачу, во-первых, чтобы не задерживать прочих гостей, а также потому, что, выбрав лучшие куски, гости, сидящие в начале стола, оставят только самые дурные части жаркого, например, тем, кто сидит подальше. За обедом, как и везде, посетитель обязан забывать себя для других.
11. Если за ужином мужчина сидит возле дамы, то, естественным образом, он делается ее кавалером и должен следить внимательно за тем, чтобы она ни в чем не ощущала недостатка, и стараться даже предупреждать ее желания и изыскивать все средства угодить ей. Если на тарелке ее остался апельсин, груша или виноград, он не должен употреблять их без ее позволения, точно так же, как не следует ему предлагать ей половину своего апельсина или винограда, потому что такая фамильярность есть признак дурного тона. В свою очередь и молодая девушка или дама не должна, даже шутя, предлагать подобный дележ мужчине, если не желает, чтобы присутствующие были об ней дурного мнения. Подобные короткости не возбуждают порицания только в самом дружеском обществе или между родными.
12. Лет за тридцать пред сим полосканье рта за столом после обеда не было принято, и кому угодно было это делать, тот уходил в буфетную или вообще в отдаленную комнату, теперь же после обеда на большом подносе разносят гостям красивые стаканчики из темного стекла с тепловатой водой, в которую иногда вливают несколько капель душистой эссенции, и каждый гость тут же, в столовой, полощет себе рот. Мода эта плохо согласуется с благовоспитанностью и имеет свою смешную сторону, тем более что иные исполняют это, вытягивая безобразно губы.
Природная порядочность может лучше всего в этом щекотливом обстоятельстве понимающего всю неловкость своего положения в эту минуту и старающегося естественным образом заплатить свою дань такой глупой моде как можно скромнее, тише, незаметнее, едва и с возможно большею грациозностью прикасаясь к тепловатой водице с цедрой или ломоточком лимона. Причем поистине обычай этот, заимствованный европейцами от жителей Востока, далеко не бесполезен и далеко не безобразен, если будем исполнять его скромно, нежно, учтиво, мягко и с надлежащею порядочностью, никогда и ни в каком случае не оставляющею истинно светского человека.
13. Слишком скоро после обеда не следует удаляться, чтобы никто не мог подумать, что вы в этот дом ездите, только чтобы пообедать. Исключением этому правилу может только служить какой-нибудь очень важный по службе или по семейным делам случай; но в таком разе следует предупредить хозяйку заранее что, несмотря на все ваше желание пробыть у нее весь вечер, вы никак не можете этого исполнить, потому что...и пр., и пр.
14. Должно стараться приезжать на званый обед минут за пятнадцать до назначенного хозяевами часа, потому что слишком ранний приезд гостей стеснит всех домашних, как господ, так и прислугу, препятствуя их деятельности; опоздать же у приехать, когда все уже сидят за столом крайне неучтиво обнаруживать неделикатность в отношении, сколько хозяев, столько и гостей. Опоздавший мужчина может быть обвиняем надменности, опоздавшая же женщина заслужит упрек в кокетстве, в желании порисоваться и обратить на себя всеобщее внимание. Для хозяев очень неприятно ждать запоздалого посетителя, и они принуждены прибегать к разным уловкам, чтобы извинить его перед прочими гостями, которые, в свою очередь с трудом скрывают невольное неудовольствие, в особенности если желудок интригует против опоздавшего. Самый добрый человек делается раздражителен, когда он голоден, и потому понятно, что и гости, собравшиеся с намерением хорошо покушать, ощущают неприязненное чувстве к тому, кто подвергает их танталову мученью; сначала они довольно спокойно над ним подшучивают, потом начинают находить недостатки, злословие вливает свою желчь в общую беседу, нетерпение и досада развивают клевету, и когда запоздавший, наконец появляется на пороге гостиной, его встречают не друзья, а голодные светские люди, с трудом сдерживающее свое неудовольствие. По счастью, это грозное направление умов изменяется с первою ложкою супа, а за вторым блюдом исчезает и последняя тень его. Это, конечно, имеет свою забавную сторону, но к чему возбуждать даже такое легкое неудовольствие против себя, когда, в сущности, так легко его предупредить, стоит только помнить русскую пословицу: семеро одного не ждут.
Если же неожиданная и достойная уважения причина заставила гостя быть неаккуратным, он должен извиниться не только перед хозяевами, но общим поклоном и перед всеми присутствующими, как только войдет в комнату, если же все сидят уже за столом, ему следует просить хозяйку не изменять для него порядка и не останавливать разноски блюд. Будь даже гость этот лицо почетное, он должен занять первое свободное место, хотя бы и в конце стола, чтобы не заставлять гостей передвигаться. Такая скромность расположит к нему немедленно тех, которые так недавно готовы были находить в нем тысячу недостатков, и всякий благовоспитанный человек поспешит уступить ему свое место близ хозяина, или хозяйки.
Впрочем, чтобы не причинять даже и эту небольшую суматоху, прерывающую невольно гармонию обеда, лучше отобедать в хорошем ресторане или остаться дома, а пригласившим вас хозяевам послать извинительную записку, как только заметите, что не можете надеяться поспеть на обед, прежде чем подадут суп.
15. На дружеских обедах соблюдаются одни приличия, но церемониального этикета не существует, на парадных же его следует строго изучить, тем более что нигде он столько не мелочен и разнообразен, как на официальных званых обедах, где присутствуют, например, члены царской фамилии и вообще высокопоставленные лица.
Тут, как справедливо заметил знаменитый французский стихотворец XVIII века Делиль, что шаг, то может быть ошибка, возбуждающая улыбки со стороны лиц, сроднившихся с малых лет с этим строгим этикетом и для которых он составляет как бы вторую натуру.
История гастрономии полна анекдотами подобного рода, и из них видно, что не раз нож, взятый не той рукой или подбирающий вкусные остатки кушанья с тарелки, рыба, запитая не тем вином, которое для этого предназначено правилами гастрономии, и другие подобные мелочи имели весьма неприятные и очень важные последствия для тех, кто оказался виновным в их незнании.
В домах, где гости собираются одинакового общественного положения и где поэтому между ними существует полное равенство, распределение пар делается несколько иначе, а именно: хозяин представляет вести к столу жену свою тому из мужчин, кто всего менее еще знаком в его доме, оказывая тем самым ему внимание и почет, а сам подает руку даме, которая также, не быв еще достаточно коротка в его семействе, имеет право на некоторое отличие и особенное уважение.
Замужние дамы имеют преимущество перед девицами, но сами, в свою очередь, должны уступить первый шаг вдовам.
Как только дворецкий (maitre d'hоtele) объявит достаточно громко, что суп подан, хозяин подает руку старшей из дам и ведет ее в столовую, за ним следует хозяйка под руку с одним из почетнейших гостей, прочие же идут согласно с порядком, нами указанным выше.
Придя в столовую, где места указываются хозяевами, не следует никому садиться, пока хозяйка не окончит своих распоряжений и не сядет первая на свое место.
Общим правилом размещения гостей должно взять пространство фута в два между каждыми двумя особами, но соблюдать его постоянно довольно трудно, так как число посетителей зависит от множества обстоятельств, и нередко гармония обеденного стола совсем нарушается неожиданным наплывом или недостатком гостей.
От уменья хозяев зависит размещать присутствующих так, чтобы не только никому сосед не мог быть неприятен, но, напротив, чтобы характер, понятия, деятельность и степень его образованности по возможности согласовались со взглядами гостя, сидящего возле него. Исполнить это вовсе не так трудно, как кажется, если хозяева хорошо знают привычки и вкусы своих гостей, а так как от подобного размещения много зависит успех обеда, то есть приятное расположение духа всех присутствующих, то советуем хозяевам не упускать из виду этого предмета и приложить к нему должное старание.
Кавалер, сопровождавший хозяйку дома к столу, обязан из вежливости прислуживать ей, помогая в ее хозяйских обязанностях, которые ограничиваются наливаньем вина в рюмку, напоминанием прислуге о передаче корзинки с хлебом, маленькими услугами этого же рода, оказываемыми близко сидящим дамам, и пр.