Темпераментное итальянское кино невозможно представить без острых тем про мафию, религию, эмиграцию и семейные конфликты. Но таким незаменимым и пикантным оно становится только при наличии одного важного ингредиента — вкусной еды. Современные итальянские режиссеры особенно продвинулись в этом направлении: практически в каждой второй картине мы можем наблюдать застолье или просто семейный прием пищи.
Вспомним хотя бы один из последних итальянских хитов проката — трагикомедию «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе, где друзья узнают о себе много нового именно за званым ужином. За бокалом вина проще и легче услышать друг друга, расслабиться и узнать что-то страшное об окружающих.
Мед становится скрепляющим элементом тихого фестивального шедевра «Чудеса» молодой и перспективной Аличе Рорвахер. Романтика деревенской жизни показанной семьи, живущей на ферме, строится именно на патриархальном укладе, который построен вокруг производства этого продукта.
Только Молодой Папа в исполнении Джуда Лоу в одноименном сериале главного итальянского режиссера современности Паоло Соррентино брезгует великой итальянской кухней, очень мало ест, а на завтрак предпочитает баночку вишневой колы. Но это исключение лишь подтверждает правило, ведь в остальных фильмах Соррентино все чаще закатывают пир горой, а вопросы решаются именно за столом, как, например, в «Великой красоте». Во вселенной Соррентино на шумных и многолюдных вечеринках — изобилие яств и алкоголя, а кардинал вместо проповедей все чаще рассуждает о любимых рецептах. Вкусный способ приготовления кролика в экзотических соусах стоит мессы в его устах.
Настоящие мужчины (читай — мафиози) в фильмах еще одного важного современного итальянского автора Маттео Гарроне тоже предпочитают решать дела и судьбы товарищей по неблагополучным кварталам в процессе поедания какого-нибудь куска мяса («Гоморра», «Догмэн»).
Едят, молятся и любят одновременно в итальянском кино исторически, это уже приятная традиция. Взять, например, Федерико Феллини, который просто неотделим от мифа о пире и обжорстве. В «Сатириконе» древние римляне предаются гедонизму, в частности, поедая голову Минотавра. А его «Сладкая жизнь» и вовсе переполнена едой и алкоголем, иначе какая же это Dolce Vita.
А возвращаясь к дню сегодняшнему, легендарные итальянские повара стали фигурами настолько знаковыми, что сами становятся главными героями кино. Например, про Массимо Боттуру, шефа лучшего в мире моденского ресторана Osteria Francescana, недавно сняли документальную картину «Театр жизни». Там рассказывают про его благотворительный проект — богоугодное заведение под названием «Амброзийская трапезная», где он стал кормить мигрантов и бездомных с тем же пиететом, что и своих привилегированных клиентов.Как видите, итальянская кухня любовно представлена во всем изобилии в местном кинематографе — поэтому на фестивале «Кино на блюде», который пройдет с 21 по 24 ноября в кинотеатре «Пионер» при поддержке Посольства Италии и Итальянского института культуры в Москве, есть что посмотреть. В эти дни вы получите уникальную возможность увидеть итальянские фильмы, объединенные темой еды и вина, — картины, которые стали победителями итальянских и международных конкурсов. В программу вошли три комедии и детектив, посвященные как гастрокультуре, так и повседневной жизни Италии: семейным отношениям, культурным различиям и социальным проблемам.
Расписание и билеты на сайте.
Денис Катаев