Увы, зачастую посетители заведения воспитаны гораздо хуже, чем персонал ресторана. Не надо уподобляться купцам былых времен, считавших особым шиком мазать официантов горчицей. То, что вы клиент и гость ресторана, не дает вам права неуважительно относиться к его персоналу. Неуместно переходить с официантами на «ты», даже если вы завсегдатай заведения и знаете их по именам.

Не стоит также немедленно возводить официанта в ранг «девушки», невзирая на возраст и пол. Помните, что вы находитесь в ресторане, а не в гастрономе. Если вам необходимо обратить на себя внимание — обратитесь к проходящему рядом сотруднику ресторана, используя при этом его профессиональный статус — официант, официантка, метрдотель. А еще лучше — узнайте, как зовут «вашего» официанта или прочтите его имя на бэйдже. Впрочем, в хорошем ресторане вы вряд ли испытаете подобные затруднения. Опытный официант сразу определит, когда вы будете в нем нуждаться. Достаточно взгляда или соответствующего жеста.
Невербальный язык общения с обслуживающим персоналом в ресторане
Существует специально придуманный невербальный язык общения с персоналом ресторана. Если Вы сложите вилку и нож вместе на тарелке, повернув их ручками вправо (как 4.25 на циферблате ваших часов), это будет означать, что вы закончили с этим блюдом, и можно унести грязную посуду. Если же вы еще не до конца насладились изысканным блюдом, но нуждаетесь в небольшой передышке — оставьте приборы на тарелке в виде буквы «Х». Иначе, вернувшись к трапезе, вы рискуете обнаружить, что «все вкусное» уже унесено расторопным официантом.
Официант подает в ресторане блюда слева. Принято, чтобы официант обслуживал гостя, подходя с левой стороны, и только напитки подавал справа. При этом гостю совсем не обязательно отклоняться в сторону. Впрочем, если вы чувствуете, что официант неопытен или чересчур взволнован — лучше слегка отодвинуться.

И еще один совет: никогда не вступайте в пререкания с официантом:
- Если вы считаете, что он уделил вам недостаточно внимания, пусть это отразится на размере чаевых.
- Если вас вообще не устраивает обслуживание — вызовите менеджера и попросите сменить вам официанта.
- Вы также имеете полное право потребовать замены блюда, если останетесь недовольны его качеством.
- В хорошем ресторане ваши претензии будут немедленно приняты и устранены без конфликтов и скандалов.
Ну а если подобные неприятности испортили вам и вашим гостям вечер или вас не устроила сервировка в ресторане, советуем просто вычеркнуть это заведение из своего списка.