Франция. «Dans Le Noir?» - ужин в темноте

28 сентября 2011 года

В октябре 2011 года в Санкт-Петербурге, в отеле «Sokos Hotel Palace Bridge», начнет работать ресторан «Дан Ле Нуар», где гостям будет предложено наслаждаться блюдами без участия зрительных органов, а обслуживать посетителей будут слепые официанты. Наш корреспондент побывал во французском прототипе ресторана «В темноте» и встретился с его владельцем и идейным вдохновителем — Эдуардом де Бролье.

Парижский ресторан «Dans Le Noir?», выступающий в данном случае франчайзером, открылся в июле 2004 г. Запуску этого проекта предшествовали долгие месяцы подготовки, а также различных мытарств и согласований: потенциальные инвесторы опасались вкладывать свои средства (Эдуард рассказывал, как обошел 13 банков и везде получил отказ), а пожарные инспекторы приходили в ужас от самой идеи «слепого застолья». Зато теперь рестораны под этим названием пользуются популярностью не только в Париже, но и в Барселоне, Лондоне, Москве. А в этом году открываются в Санкт-Петербурге и, самый масштабный – в Нью-Йорке.

К чести владельца, концепция ресторана, хоть и лежит в плоскости социальной, не превратилась в некий аттракцион под названием «поможем людям с ограниченными возможностями». Это вполне успешный коммерческий ресторан с изысканной французской кухней и обширной винной картой.

Как нам рассказал Эдуард, и в чем мы вскоре убедились сами, интерес к проекту базируется на трех аспектах, или скорее, на разрушении ряда стереотипов.

Первый аспект — гастрономический. Когда мы находимся в абсолютной темноте, не видя и даже не предполагая, какое блюдо и вино перед нами, меняется наше восприятие. Ведь ощущение от еды начинается именно с ее внешнего вида. Определив продукты на своей тарелке, консистенцию и способ их приготовления, мы уже настраиваемся на их вкус.
В «Dans Le Noir?» у гостей есть возможность избавиться от вкусовых стереотипов, совершенно по-новому воспринимая каждое блюдо. К тому же взамен не нужного здесь зрения обостряются обоняние и сенсорные ощущения, что в конечном итоге значительно усиливает впечатления именно от еды.
В ресторане нет привычного a la carte. Здесь можно выбрать один из нескольких сетов: мясной, рыбный, вегетарианский или меню-сюрприз, а также ценовую категорию напитков. Содержание меню не разглашается, так что дополнительным развлечением становится угадывание ингредиентов, а также новые ощущения и эмоции от уже знакомых блюд.

Второй аспект — общение. В темноте, когда вы никого не видите, но и вас в свою очередь никто не видит, голос становится единственной отличительной чертой человека, и общение, лишенное стереотипов, касающихся внешнего вида, развивается очень интенсивно. Столы рассчитаны на 12–14 человек, и в большинстве случаев вы окажетесь рядом с незнакомыми вам людьми. Но «В темноте» границы стираются очень быстро. Гости активно включаются в игру «Передайте мне хлеб» и «Что же мы едим?».

И, наконец, третий аспект — взаимоотношения зрячих и незрячих людей. В этом ресторане гость не просто получает возможность узнать, каково это — видеть только черноту. Здесь видящие люди зависят от незрячего персонала. Это их мир, вполне им привычный, мы же в нем практически беспомощны. В обычной жизни, сталкиваясь с инвалидами, мы всегда находимся в преимущественном положении и испытываем к ним жалость и сочувствие. «В темноте», признавая их явное превосходство, проникаешься уважением и благодарностью.

Ужин в темноте

Как же происходит собственно трапеза? Гости собираются в освещенном лаунж-баре. Сумочки, фотоаппараты, мобильные телефоны, часы — все, что может стать источником света или просто помехой — убирается в сейф. Легкие попытки сопротивления пресекаются вежливо, но настойчиво. Ведь не побывав там, трудно представить, что даже маленькая дамская сумочка, повешенная на спинку стула или поставленная на пол, в таком заведении может быть источником опасности, как для работников ресторана, так и для самих гостей.
После небольшого инструктажа (если по медицинским показаниям или каким-либо иным причинам вы не можете употреблять те или иные продукты, самое время сообщить об этом) происходит знакомство с человеком, который будет обслуживать наш столик.
Мы выстраиваемся «паровозиком» и вслед за официантом-проводником медленно отправляемся в темноту. Тяжелые шторы, поворот, еще шторы, еще поворот… Остановка. Первые секунды пытаемся оценивать происходящее привычными мерками, кажется, что сейчас глаза привыкнут и мы увидим силуэты людей, очертания мебели, мрак превратится в сумерки… Но все не так. Темнота густая, обволакивающая и абсолютная. Это стоит принять, и тогда постепенно обостряются другие чувства — осязание, слух, ощущение пространства и даже времени. Нет-нет, да мелькнет крамольная мысль — а так ли нужны нам глаза?
Проводник движется бесшумно и по одному уводит членов нашей маленькой группы к отведенным им местам. Усевшись, начинаем знакомство с окружением. На столе — тканевая салфетка, справа и слева от нее приборы, за ней бокалы для вина и воды. С ближайшими соседями оказалось сложнее — определяя человека только по голосу, увязывая голос с называемыми именами, необходимо наладить довольно плотное взаимодействие. Нам приносят хлебную корзину. Первое испытание — распределить хлеб, ничего не перевернув. Затем — первый курс, и первые вкусовые ощущения…
В конечном итоге, все оказалось не так страшно. Один из гостей мастерски разливал вино по бокалам — «на слух», а остальные уже к середине ужина освоили нехитрую науку передавать друг другу предметы сервировки и пользоваться столовыми приборами. Так что потери нашего столика были ничтожны — всего одна вилка оказалась на полу, и ни одного опрокинутого бокала или испорченного платья.
Всего нас ждало четыре перемены (закуски, основное горячее блюдо и десерт), к каждой из которых выносилось специально подобранное вино (бутылки снабжены этикетками с символами азбуки Брайля).
Самое интересное — определить, что именно на твоей тарелке. Не обошлось и без курьезов: основное горячее состояло из двух примерно одинаковых кусков — мясо и птица. И те, кто начал с птицы, естественно не могли понять, почему их коллеги так настаивают на том, что на тарелке телятина. Теперь это кажется смешным, но в темноте действительно все воспринимается несколько по-иному.
Хочется отметить мастерство поваров. Разумеется, несколько экстремальные условия приема пищи выдвигают определенные требования к ее приготовлению. Так, на тарелке не должно быть потенциально опасных или несъедобных вещей, в рыбе и фруктах нет косточек, горячие супы также исключены. Понравилось то, как изящно решена проблема освоения столовых приборов: первые 1–2 курса в общем-то можно есть, практически не прибегая к ножу и вилке. Этой тренировки вполне достаточно, чтобы перейти к горячему уже во всеоружии.

Подводя итог, признаем, что посещение «Dans Le Noir?» — опыт незабываемый. Так что открытие петербургского филиала ждем с нетерпением.

Адрес ресторана «Dans Le Noir?» в Париже: 51, rue Quincampoix, 75004 Paris, France. Тел. +(33) 1 42 77 98 04
Адрес ресторана «Дан Ле Нуар? / В темноте»: Санкт-Петербург, Биржевой пер., 2 (гостиница «Sokos Hotel Palace Bridge»)

Новые заведения, рейтинги и обзоры прямо в вашей ленте Присоединяйтесь к нам в
Афиша фильмов и все кинотеатры Москвы Присоединяйтесь к нам в
Авторизация

После регистрации: отмечайте любимые рестораны и храните историю посещенных мест, ставьте оценки и пишите отзывы

Войти как пользователь

Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
Или по логину Allcafe
Пароль
 
Регистрация
E-mail
Пароль
 
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Есть логин? Войдите

Сброс пароля Укажите E-mail использованый при регистрации и мы отправим на него письмо со ссылкой для сброса пароля
E-mail
 
 
Написать письмо
Имя
E-mail
Текст
 
 
Отправляя письмо,
вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
Подписка на рассылку
E-mail
 
 
Подписываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта
 
 

Зарегистрированы? Войдите

Избранное
Добавляй заведения в избранное и получай самую свежую информацию об акциях и новостях первым!
Для того, чтобы сохранять места в избранное, нужно зарегистрироваться:
Войти как пользователь Авторизация по E-mail
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта