new

Американский эксперт о российском рынке вин

поделиться:

Недавно Петербург посетила Надя Б. Дмитрив, консультант по вину посольства США. Надя родилась и училась в США, долгое время жила во Франции, полтора года назад приехала работать в нашу страну. В ходе беседы с корреспондентом www.allcafe.info она рассказала о своем профессиональном пути, о специфике работы сомелье в различных странах, о перспективах и особенностях развития российского рынка вин в целом и петербургского в частности.


Надя, как сложилось, что Вы стали сомелье? Изначально стремились стать профессионалом именно в этой области или выбор произошел «стихийно»?

Все получилось случайно. В США я изучала французский язык и литературу. Грезила о Франции, очень хотелось какое-то время пожить в этой стране. Мечту стало возможно осуществить после окончания университета. Я приехала в Бордо и сразу же влюбилась в те места. Мне удалось получить должность преподавателя английского языка. Летом искала подработку, знакомые посоветовали попробовать свои силы в качестве гида-экскурсовода. Конечно, один из самых популярных туристических маршрутов того региона – путешествия по винодельням. Виноградники и заводы Бордо стремятся посетить практически все путешественники. Чем больше я узнавала и рассказывала туристам о вине, об искусстве его производства, тем сильнее мне хотелось получить более глубокие знания в этой области. Так я оказалась на факультете «Энтологии» университета Бордо. Во Франции я прожила четыре с половиной года, именно там я получила профильное образование и начала работать консультантом по вину.


Вы жили и работали в США, Франции, России. Расскажите, пожалуйста, о специфике работы сомелье в ресторанах этих государств. Есть ли отличия в уровне подготовки, обязанностях, факторах определяющих размер заработной платы?

Французские рестораны очень консервативны, в этом их и сила и слабость. Они не достаточно гибко реагируют на изменение потребностей гостей. В России и США наоборот, есть стремление ко всему новому. Инновация очень важна как для русских, так и для американцев. Это способствует развитию ресторанного бизнеса в целом и насыщению рынка вин новыми марками. Следует ли приглашать в ресторан сомелье? Что должно входить в круг его обязанностей – исключительно общение с гостями или управление закупками? Эти вопросы сейчас активно обсуждаются, особенно в США. Заказывая вино в ресторане, российский потребитель обращает мало внимания на то, где это вино было произведено, главное - выбрать красное или белое. В США до недавнего времени была такая же ситуация. Однако американский потребитель все больше интересуется различными винами, их историей, особенностями производства и сочетаемости. Множество специализированных интернет ресурсов и печатных изданий готовы удовлетворить этот информационный «голод». Таким образом, отпадает необходимость в профессиональной консультации. Рекомендации сомелье могут быть восприняты гостями ресторана негативно. Они приходят отдохнуть, приятно провести время, пообщаться, а тут вдруг кто-то подступается к ним со своими советами, пытается навязать свою точку зрения. Сомелье должен открывать человеку тайны вина, а не развивать в нем комплекс неполноценности, оперируя в своем рассказе непонятными для простого обывателя терминами.

Уровень заработной платы во многом зависит от места работы. Во Франции и США услуги сомелье могут предложить гостям только рестораны класса «Lux».


Странно… Французские вина уже давно приобрели мировую известность. Кажется и специалист по вину там должен быть практически в каждом ресторане….

Потребление вин во Франции достаточно стремительно падает год от года. Это, на мой взгляд, объясняется прежде всего особенностями современной культуры: мы, люди 21 века, спешим жить, работать, отдыхать…А вино требует времени, внимания, неторопливой беседы за столом…


А культ здорового образа жизни в той или иной степени влияет на потребляемость вин во Франции?

Не думаю, французы не принадлежат к числу тех, кто будет отказываться от тех или иных гастрономических удовольствий, так скажем, слепо соблюдать все правила здорового образа жизни. Вин во Франции производят достаточно много, можно даже говорить о перепроизводстве. Но около 80% продукции идет на экспорт. Эта тенденция характерна также для Англии, Италия и Испании.


А какая ситуация в этом отношении сложилась в США?

Обратная. Показатель потребляемости вин в США за последнее время значительно вырос. И это опять же объясняется особенностями культуры, в этом случае культуры нации. Как минимум три-четыре раза в неделю американец ужинает в ресторанах или кафе. И, конечно, в качестве дополнения к блюдам заказывает то или иное вино. Поэтому, кстати, мы очень редко приобретаем вина в супермаркетах или специализированных бутиках. Особенно востребованы вина США. Так, например, в винной карте ресторана, на странице наиболее популярных у посетителей напитков, из 20 вин будет представлено от силы 2 иностранного производителя, итальянского и/или австралийского. Отмечу, что австралийские вина приобрели популярность в США за последние 2-3 года.


Что Вы можете сказать об уровне профессиональной подготовки российских сомелье?

Насколько мне известно, буквально через несколько месяцев в Петербурге должна открыться школа сомелье, учредителем с одной стороны выступает Лондонская школа сомелье, с другой - компания «Сварог». Выпускники этого профессионального учебного заведения будут получать дипломы международного образца. К сожалению, на мой взгляд, организации, которые осуществляют профессиональную подготовку сомелье в России, не дают качественного образования в данной области. Я слышала много негативных отзывов об уровне подготовки их выпускников.

Вам уже удалось познакомиться с ассортиментом петербургских винных бутиков?

Пока я успела побывать только в винных бутиках от компаний «Сварог» и «Марин Экспресс». В этих магазинах представлены исключительно те вина, поставками которых занимаются фирмы-владельцы. Отсюда некая ограниченность ассортимента. Хотя, это к лучшему, для, так скажем, неискушенного в «винных» премудростях потребителя. Покупатель может все посмотреть, обо всем расспросить, ему проще сделать выбор. Кстати, продукция производителей США появилась несколько лет назад в винных бутиках «Bon Vin». Как показало время, данное сотрудничество оказалось очень успешным. Думаю, у калифорнийских вин большое будущее в России.


Сколько сортов вин производства США сейчас представлено на Российском рынке?

В настоящее время на российском рынке представлено 50 сортов вин производства США различной ценовой категории. Конечно, это небольшой показатель по сравнению с той коллекцией вин, которые представляют в Вашей стране винодельческие хозяйства Южной Африки и Чили. Эти страны очень активно занимаются продвижением своих продуктов. Еще 4 года назад вряд ли кто-то в России знал, что в Чили производится вино. Сейчас чилийские вина - одни из самых популярных в Вашей стране. К сожалению, калифорнийские вина никогда так интенсивно не рекламировались и не продвигались. Первые сорта появились в России лет 10 назад. Сейчас представлено довольно много сортов, стоимостью от 200 рублей за бутылку.

Конкуренция на российском рынке вин высока. Можно сказать, что в Вашей стране синонимом фразы «качественное» вино является словосочетание «Стары Свет». Такой уж сложился стереотип: лучшие вина - вина из Европы. Перепроизводство на европейских винодельнях привело к снижению цен на продукцию французских, а особенно итальянских заводов. Плюс, не высокая стоимость доставки. Эти факторы также способствуют увеличению продаж европейских вин. Но, на мой взгляд, каждый напиток найдет своего покупателя. Итальянским и французским винам отдают предпочтение приверженцы традиций. Чилийские, южно-африканские вина, которые обладают совсем иной энергетикой - выбор тех, кому хочется праздника, солнца.


Если сравнивать Петербург и Москву, на Ваш взгляд, где более развита культура потребления вин?

В Москве. Думаю, Петербург достигнет в этом отношении того же уровня, на котором сейчас находится Москва примерно через год. Петербург – туристический город, поэтому винный рынок здесь имеет свою специфику. Здесь нет «столичных» наценок на продукцию, думаю, петербургский портфель вин в скором времени будет более обширен, нежели московский. Как я заметила, в ресторанах Вашего города более популярны, чем в Москве вина «по бокалу». Это очень хороший подход, максимально удобный для потребителя, который может, заплатив 130 рублей, продегустировать вино и определить для себя, стоит ли покупать бутылку этого напитка за 1000 рублей.

new
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать.
Рейтинг@Mail.ru