new

Что такое продукция подсобного хозяйства, а что - органик

поделиться:

Электронная газета для рестораторов «Restaurant Explorer» № 34/2013

Продукция подсобных хозяйств отличается от фермерской примерно настолько же, насколько фермерская отличается от традиционной – то есть, в разы. Как правило, в условиях подсобных хозяйств каждого кролика знают «в лицо», а у всех петушков и курочек есть имена. При таком подходе говорить о «валовой прибавке веса» как-то язык не поворачивается, в значительном количестве случаев и не говорят. Опять же, в каждом правиле есть исключения, а потому убеждать, что так обстоят дела во всех подсобных хозяйствах, не буду.

Подсобные хозяйства не имеют внушительного размера. И хотя «сараюшки» и «грядки» даже в этих условиях отходят в прошлое, превращаясь в ангары и земельные наделы, размах у подсобных хозяйств далеко не такой, как у фермерских. Как правило, изначально продукция этих хозяйств выращивалась «для себя» - ее хватало на нужды семьи. При избыточном урожае (забое свиньи, бычка) излишки продавались знакомым, а при отсутствии желающих – сдавались в специальные конторы при колхозных рынках для дальнейшей реализации. Расширение деятельности обычно связано с такими причинами, как решение переехать из города в деревню на «ПМЖ» или, скажем, выход на пенсию.

С технической точки зрения подсобные хозяйства представляют собой несколько направлений видов деятельности, чаще затрагивающих одновременно и растениеводство, и животноводство, и птицеводство. Широкая специализация вызвана подсознательным желанием сократить риски: очень часто семья не имеет иных источников дохода, кроме «дохода с земли», а потому налицо желание «коснись что» перекрыть убытки одного направления прибылью с другого.

Здесь устроено все менее технологично, но вместе с тем более «по уму», нежели в фермерских хозяйствах. Когда во главе подсобного хозяйства стоит рукастый глава семейства (раньше это называлось прекрасным словосочетанием «русский мужик»), то бытоустройству позавидует любой фермер, наделенный сотней гектаров под коровники и пастбища. Если говорить о продукции подсобных хозяйств, то изначально она выращивается «для себя» - с минимумом вредных добавок и нежелательных химических реагентов. Когда встает вопрос о продаже излишков, какие-то кардинальные телодвижения для увеличения урожайности или прибавки веса (удоев) следуют крайне редко. Именно этим в большей степени различаются фермерские и подсобные хозяйства. В первом случае это – бизнес, во втором – нет. Со всем отсюда вытекающим.

Говоря о выборе подсобных хозяйств для сотрудничества, будет нелишним напомнить правило, которое также относится и к фермерским хозяйствам: в обязательном порядке наведите справки о местоположении участка, а еще лучше, если есть возможность - посетите его. К сожалению, реализация аграрной продукции, произведенной в непосредственной близости от шоссе или железнодорожного полотна, отнюдь не редкость. Также не стоит покупать ягоды, фрукты, овощи и продукты животноводства, если хозяйство расположено ближе 10 км от промышленных предприятий. В случае наличия рядом реки и использования речной воды или запруды для водоплавающих птиц, важно, чтобы также не было промышленных предприятий вверх по течению. В противном случае вместо пользы от таких деревенских продуктов будет только вред.

«Органик» - не синоним фермерской или деревенской еды, это в принципе другое. На западе существует специальный сертификат, для получения которого необходимо предпринять много телодвижений, помимо непосредственной организации «чистого» органического производства сельскохозяйственной продукции. В Европе все чаще можно встретить магазины или отделы в гипермаркетах, торгующие овощами и фруктами непрезентабельного вида – практически наверняка это тот самый «органик», за который потребители готовы платить в несколько раз дороже. Причем, и в супермаркетах, и в ресторанах. Если шеф-повар анонсирует свою еду как приготовленную из экологически-чистых продуктов и в этом анонсе обещается заветное «organic» - существенная часть продвинутой аудитории несомненно заинтересуется данным предложением. Впрочем, исконное качество всегда будет на совести продавца.

На сегодняшний день под видом органик продают большое количество самой обычной продукции – мяса, птицы, овощей, фруктов, ягод. В Европе, по крайней мере, работают сертификаты. В России любой сертификат можно по доступной цене купить на ближайшем оптовом продуктовом рынке. Как итог – высокий риск приобретения совсем не того товара, на который рассчитывали.

Даже в крупных торговых сетях большой процент дефростированной продукции (мяса, рыбы, морепродуктов) реализуется под видом свежей, что говорить о небольших компаниях, всеми возможными силами старающихся заинтересовать конечного потребителя… (Они рассуждают примерно таким образом.) Так почему бы не приклеить ярлык organic на затрапезного вида яблоки и картофель? Почему бы не выдать фермерского лосося за дикого? Почему на обычной (дай Бог, питьевой) воде не указать какие-либо совершенно не соответствующие характеристики? Ведь это позволит заманить дополнительную покупательскую аудиторию, а значит положить дополнительный рубль в свой кошелек…

new
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать.
Фермерская еда: за и против

Я не буду возносить до небес или напротив, клеймить позором фермерскую еду. Но давайте попробуем разобраться, в чем различия фермерских, деревенских и продуктов класса «органик».

Плюсы и минусы «деревенской еды» для ресторанов

О «деревенской еде» говорят только хорошее. Она и экологически чистая, и вкусная, и выращена с душой. Но если, отбросив лирику и патетику, проанализировать, чем хороша, а чем нет такая продукция для кафе и ресторанов, можно придти к выводу, согласно которому не все так радостно, как кажется на первый взгляд.

Как ресторану в сезон предлагать свои овощи

Плюсы выращивания своих овощей относятся не только к маркетинговой политике. Данная тактика помогает иметь стабильные поставки той продукции и с теми потребительскими характеристиками, которые вам нужны.

Как ресторану производить свое мясо

Самый простой способ предлагать в ресторане своих поросят – взять «шефство» над небольшим подсобным (т.е. частным) хозяйством, находящимся не далее чем в 30-40 мин. автомобильной езды от заведения.

Рейтинг@Mail.ru